У дисертації досліджується мала проза С.Коваліва у тісному зв’язку з
естетико-філософським поступом його доби; з’ясовується реальна участь митця в розвитку
українського літературного процесу кінця ХІХ – початку ХХ ст.; осмислюються його творчі
зв’язки з представниками “старої” та “нової” генерації українського письменства; розкривається
вплив “школи Франка” на формування його світоглядних позицій і становлення естетичних
смаків і уподобань. Визначається новаторство Коваліва-прозаїка, що виразно виявляється не так
на тематичному, як на формальному рівні, - новим трактуванням традиційних і вже
опрацьованих тем, добором нових способів художнього осмислення дійсності, адекватних
вимогам часу. На основі аналітико-синтетичного аналізу малої прози письменника з’ясовуються
особливості його творчого методу, в якому поєднані екстреми різних літературних систем –
реалістичної, натуралістичної, імпресіоністичної, які, різноструктурно й різнофункціонально
взаємодіючи, витворюють реалізм якісно нового рівня.
В диссертации исследуется малая проза С.Ковалива в тесном контакте с
эстетико-философской поступью эпохи, определяется место писателя в развитии украинского
литературного процесса конца ХІХ – начала ХХ в., осмысливаются его творческие связи с
представителями “старой” и “новой” генерации украинских писателей; раскрывается влияние
“школы Франка” на формирование его мировоззренческих позиций и становление эстетических
идеалов.
Подчеркивается, что историософская парадигма С.Ковалива представляет собой
своеобразный симбиоз просветительских и религиозно-христианских постулатов, соединенных с
прогрессивными взглядами педагога-гуманиста. Это нашло отображение в создании и
положительных героев, для которых знания, нравственность, самоотверженный труд – “золото,
жемчуг бесценный” (С.Ковалив), и отрицательных, не умеющих реализовать свои природные
возможности и способности (в силу пагубного влияния окружающей среды) и становящихся на
путь разбоя или духовной измены.
Исследуется генезис творчества писателя и идейно-тематическое новаторство его малой
прозы в диалектическом единстве традиционного и модернистского письма, акцентируется, что
тема села, которой посвящена большая часть произведений писателя, разрабатывалась им на
новом уровне эстетического осмысления бытия и места в нем “маленького” человека с его
сложным внутренним миром чувств, эмоций, настроений. Это привело к модернизации
художественного изображения: С.Ковалив начинает “обрабатывать” сюжеты в форме “потока
сознания”, “потока мировосприятия” (новеллы “Олекса Щупак”, “Дроворуб”, “Суд”, “Пятка”,
“Замить”), где изучает экзистенциальное состояние крестьянина в “граничных ситуациях”
социальной безысходности и отчаяния.
Анализируется бориславский цикл С.Ковалива как самостоятельная
художественно-эстетическая система, несмотря на типологическое родство с произведениями
И.Франка этой
21
тематики; на уровне поэтики осмысливаются в нем проявления натурализма, которые в тесном
единстве с элементами других художественных систем внесли положительный вклад в развитие
натуралистического направления и приумножили его контекст в украинской литературе конца
ХІХ – начала ХХ века.
В диссертации по-новому, с точки зрения современных достижений литературоведческой
науки, прочитываются автобиографические, педагогические и детские произведения
С.Ковалива, подчеркивается мастерство писателя, умеющего глубоко и тонко показать
внутренний мир ребенка, его душу, импульсы его поведения. Исходя из
аналитико-синтетического анализа малой прозы С.Ковалива, определяются особенности его
творческого метода, обладающего способностью объединять экстремы разных литературных
систем – реалистической в ее просветительском и классическом варианте, натуралистической,
импрессионистической, которые, тесно взаимодействуя на структурном и функциональном
уровнях, рождают реализм нового качества.
The dissertation is devoted to the investigation of S.Kovaliv’s small prose, which is in close
contacts with aesthetic-philosophic process of his epoch; the author’s real part in the development
of the Ukrainian literary process at the end of XIX – at the beginning of XX-th centure is
ascertained. His creative connections and coming into being the aesthetic tastes and interests are
revealed. Kovaliv’s innovation as a prosaist is determined; that is traced significantly not only
through the thematic, but already through the formal level by new tractation of traditional and
treated topics by the usage of artistic interpretation of reality, that are adequate to demand of that
time. On the base of the analitic-syntetic analys of the author’s small prose the perculiarities of his
own creative style are ascertained. It is able to unite the extremes of different literary systems – the
realistic one in its educational and classical modifications and also naturalistic and impressionistic
systems, which interact on different levels – both structural and functional and create an entirely new quality of Kovaliv’s realism.