Дисертація присвячена питанням методики вивчення математики на економічних факультетах
вищих закладів освіти (на прикладі Університету “Острозька Академія”). В дисертації розроблено
методичну систему вивчення математики на економічних факультетах. Встановлено, що одним із
ефективних шляхів підвищення професійної підготовки економістів є прикладна та професійна
спрямованість викладання курсу вищої математики. Запропоновано виклад матеріалу проводити
методом проблемного навчання, шляхом постановки таких практичних задач економічного змісту,
розв’язання яких вимагає застосування певних математичних знань, закономірностей, які
виражаються формулами, ілюструються схемами та графіками, з дотриманням логічної структури
змісту. Розроблено методичні рекомендації щодо організації самостійної роботи студентів і однієї з
новітніх форм – тижня самостійної роботи. Проаналізовано ефективність використання
модульно-рейтингової системи навчання і оцінювання студентів.
Проведено експериментальну перевірку ефективності розробленої методичної системи
навчання математики на економічному факультеті Університеті “Острозька Академія”
Диссертационное исследование посвящено проблеме усовершенствования методики изучения
высшей математики на экономических факультетах высших учебных заведений (на примере
Университета “Острожская Академия”.
Основные результаты исследования:
1. На основании анализа целей и задач обучения математике на экономических факультетах
высших учебных заведений на современном этапе, структуры и содержания предметной
деятельности преподавателя математики определены основные требования к методической
системе, создана ее модель и указаны ее особенности.
2. Опираясь на теорию мотивации деятельности, теоретически обоснована и экспериментально
подтверждена необходимость создания профессионально направленной методической системы
обучения математике.
В процессе создание методической системы обучения математике были решены следующие
задачи:
– соответственно с общими целями подготовки экономистов определены конструктивные цели
изучения высшей математики, при этом нами учитывались следующие критери: а) роль и место
данной темы в системе изучаемог материалао курса;б) какую часть общей темы составляет
материал данной лекции (практического занятия); в) как именно это занятие (лекция, практическое)
помогает студентам реализовать цель;
– разработаны рекомендации по усовершенствованию учебной программы по математике в
направлении повышения уровня ее профессиональной направленности, которая требовала
реализации системного и комплексного подхода в организации учебного процесса, с учетом уровня
фундаментальной математической подготовки студентов и степени использования материала в
учебной деятельности студента-экономиста;
– раскрыты возможности содержания учебного материала по высшей математике, методов и
средств изучения этой дисциплины (блок-схемы, таблицы), разработаны методические
рекомендации по их практической реализации в процессе обучения математике;
– определена структура и содержание основных тем курса высшей математики,
непосредственно связаных с профессиональной подготовкой, разработана и апробирована
методика преподавания этих тем;
– раскрыт механизм формирования умений самостоятельной работы, разработана и
апробирована методика организации самостоятельной работы и одной из новых форм ее
организации - недели самостоятельной работы, в течении которой формируются у студентов
навыки самостоятельной деятельности, направленной на расширение и углубление знаний
студентов, развитие индивидуальных склонностей, интересов и видов деятельности, преодоление
неуспеваемости или отставания в обучении, повышение самостоятельности и познавательной
активности студентов;
– раскрыты возможности модульно-рейтинговой системы обучения и контроля знаний,
навыков и умений студентов, которая определяется обьективностью оценивания уровня знаний и
умений, позволяет с высокой степенью точности оценить всю работу студента на протяжении
триместра (семестра) и строится на обьективных критериях, есть простой и удобной в
использовании в учебно-воспитательном процессе;
– исследован возможный вклад лекционных, практических и семинарских занятий по высшей
математике в профессиональную подготовку студентов-экономистов; раскрыты возможности
использования проблемных методов обучения при проведении лекций и практических занятий по
высшей математике;
– выявлены возможности использования компьютера (математических систем), как одного из
важнейших средств обучения в процессе овладения знаниями курса высшей математики и
раскрыты его особенности.
Проведена экспериментальная проверка эффективности разработанной методической системы
в процессе преподавания высшей математики на экономическом факультете Университета
“Острожская Академия ”.
Результаты обучающего эксперимента подтвердили наше допущение о том, что внедрение
методической системы обучения математике в учебный процесс высших учебных заведений
обеспечивает повышение уровня математической подготовки студентов-экономистов,
способствует созданию отношений между студентами и преподавателями, тем самым создает
условия для личностного развития каждого студента, обуславливает формирование чувства
ответственности студента за уровень его готовности к будущей профессиональной деятельности с
учетом положительных изменений мотивационной сферы, качества и уровня знаний, навыков и умений.
The dissertation is devoted to the research of methods of teaching mathematics for the students of
economic departments in the higher educational institutions (on the sample of the University of Ostroh
Academy). The methodical system of teaching mathematics for the economic departments students has
been worked out. Applied and professional approach to teaching the course of higher mathematics is
ascertained to be one of the effective ways of improving professional skills of the future economists. To
reach an essential increase in the level of mathematic education of the economic department students it is
necessary that the whole methodical system of teaching be based on psychological and pedagogical ground.
It is suggested that teaching be done through problem active methods. Such practical problems with
economic content should be introduced which require usage of mathematic knowledge, regularities that are
expressed with the help of formulas and illustrated with diagrams and graphs preserving the logical
structure of the content.
Methodical recommendations for the students’ individual work as well as for the week of the students’
individual work have been worked out. The effectiveness of rating system of teaching and assessing
students’ knowledge has also been analyzed.
The main research results are vital; they have practical significance and have been successfully
introduced in the University of Ostroh Academy.