У дисертації на основі історико-педагогічного аналізу розроблено зміст і структуру
курсу за вибором “Менеджмент” як шкільного компонента загальної освіти, який
побудований з врахуванням досвіду чотирьох основних шкіл управління (школа наукового
управління, класичної, біхевиористської та кількісних шкіл) при збереженні провідної ролі
класичної школи. Подальше вдосконалення знайшла методика навчання менеджменту із
застосуванням комплексу активних методів навчання, серед яких провідне місце належить
діловим іграм. Сформовано понятійний апарат навчального курсу “Менеджмент”,
розроблено дидактичну модель цього курсу, яка об’єднує два блоки: основний – змістовий,
який є складовою навчального плану, та доповнюючий – процесуальний, який забезпечує
формування знань і умінь, розвиваючу і виховну спрямованість навчання. Основні
результати дослідження знайшли втілення у розробці навчальної програми курсу за
вибором “Менеджмент” для 10-11 класів загальноосвітніх шкіл, яка впроваджена в систему
загальноосвітньої підготовки учнів шкіл міста Кременця (Тернопільська обл.) та міста
Тернополя.
В диссертации на основе всестороннего анализа изменений в экономической
деятельности в Украине раскрыто социальное значение подготовки школьников к
управленческой деятельности и показана сущность менеджмента как одного из
направлений современного экономического образования. В результате изучения
историко-педагогических подходов к пониманию управленческой деятельности
разработано содержание и структуру курса за выбором “Менеджмент" как школьного
компонента общего образования, который построен с учетом опыта четырех основных
школ управления (школа научного управления, классической, биховиористской и
количественных школ) при сохранении ведущей роли классической школы. Обосновано,
что содержание менеджмента как курса за выбором должно включать базовый минимум
теоретических знаний и практических умений, необходимых в управленческой
деятельности, определенных на основе всестороннего анализа разных форм и методов
современного менеджмента. Проведенный в процессе исследования анализ
источников и факторов отбора учебного материала курса за выбором “Менеджмент"
позволил определить логику и построение его содержания как целостный процесс, который
включает такие действия: определение структуры и содержания менеджмента на
основании анализа соответствующего социального опыта; анализ и классификация видов и
подвидов менеджерской деятельности с целью отбора важнейших для изучения в
общеобразовательной школе; анализ менеджмента как направления экономической
деятельности с целью дальнейшей детализации элементов содержания обучения. В
диссертации содержание обучения школьников основам менеджмента рассмотрено как
систему, которая включает: 1) совокупность знаний, которые обеспечивают правильное
понимание сути понятий, законов, принципов управленческой деятельности; 2)
совокупность интеллектуальных, социальных и практических умений и навыков, которые
содействуют эффективному решению конкретных заданий во время управленческой
деятельности; 3) формирование социально-психологических качеств личности будущего
управленца, которые должны быть основанием для реализации готовности заниматься
управленческой деятельностью; 4) компоненты и опыт творческой деятельности и тому
подобное. Сформирован понятийный аппарат учебного курса “Менеджмент", разработана
дидактическая модель этого курса, которая объединяет два блока: основной -
содержательный, который является составляющей учебного плана, и дополняющий -
процессуальный, который обеспечивает формирование знаний и умений, развивающую и
воспитательную направленность обучения. Основные результаты исследования нашли
воплощение в разработке учебной программы курса за выбором “Менеджмент" для 10-11
классов общеобразовательных школ. Положенная в основу обучения менеджменту
программа предусматривает формирование в учащихся дидактически обоснованной,
логически упорядоченной совокупности знаний и умений по менеджменту. Эта
совокупность является четырехуравневой. Первый уровень определяет базовый учебный
материал, который определяет логическую структуру каждой учебной темы программы.
Каждая тема в свою очередь включает определенную совокупность основного учебного
материала, который является сквозным в пределах данной темы. Основной учебный
материал в свою очередь разделяется на локальные учебные понятия, которые в свою
очередь могут быть признаны, как дидактические единицы для структурирования учебных
занятий. Положенная таким образом в основу программы иерархия учебного материала
определяет его дидактическое соподчинение и создает надлежащие основания для
разработки технологии обучения. Разработанная в процессе исследования программа
внедрена в систему общеобразовательной подготовки учащихся школ города Кременца
(Тернопольская обл.) и города Тернополя.
Обосновано, что методика обучения менеджменту базируется на психологических
закономерностях познавательного процесса, на активных методах обучения, которые
моделируют реальные процессы управления в разных сферах трудовой деятельности. В
диссертации разработана методика обучения менеджменту с применением комплекса
активных методов обучения, среди которых главное место принадлежит деловым играм.
Экспериментально определено, что процесс обучения менеджменту должен включать
проблемные и игровые методы, направленные на формирование положительной мотивации
старшеклассников к изучению основ менеджмента, на содействие активизации обучения
школьников, развивая их способности и интеллектуальные умение. Эффективность
избранных методов обучения зависит от правильности и целесообразности сочетания их с
традиционными методами, от степени реализации дидактических условий их организации.
Экспериментальная проверка деловых игр раскрыла возможность их адаптации к нашим
условиям.
Результаты исследования положены в основу разработки авторских учебных
программ и методических разработок, которые нашли практическое применение в общеобразовательных школах, педагогических коледжах и внешкольных учреждениях Украины.
In dissertation on base of historical-pedagogical analysis developed maintenance and
course structure for choice “Management " as school component of general education. This
component is completed with taking account of experience of four basic management (school of
scientific management, classic, behaviorist and quantitative schools) attached to safety of leading
role of classic school. Further perfection found a management teaching methods from by
application of complex of active teaching methods, among which a leading place belongs to
business plays. Formed a vehicle of sparring course “Management " developed a didactic model
of this course, which leagues two blocks: basic, which is by constituent of sparring plan, but
expletive judicial, which provides forming of knowledge and abilities, developing and educational
orientation of teaching. The Basic research results found embodiment in development of sparring
course program for choice “Management " for 10-11 grades of general education schools, which
is inculcated into system of general education of Kremenec (town schools pupils preparation.) and Ternopil town.