Робота присвячена питанню використання домашнього експерименту учнів у навчально-виховній роботі з фізики. Проведено аналіз особливостей використання в навчальному процесі домашніх експериментальних завдань, які доповнюють та продовжують класні лабораторні роботи. Систематизовано і узагальнено критерії відбору домашніх експериментальних завдань з фізики. Розроблено систему домашніх експериментальних завдань з фізики,
які доповнюють та продовжують класні лабораторні роботи, для учнів 7 - 8 класів та методику її застосування. Встановлено, що запропонована система диференційованих домашніх експериментальних завдань з фізики сприяє підвищенню рівня знань учнів, активізації їх пізнавальної діяльності та формуванню узагальненого експериментального вміння.
Работа посвящена вопросу использования домашнего эксперимента учащихся в учебно-воспитательной работе по физике. В работе проведен анализ особенностей использования
в учебном процессе домашних экспериментальных заданий по физике, которые дополняют и
продолжают классные лабораторные работы, как неотъемлемой составной части системы
формирования практических умений и навыков учащихся и залога крепких и глубоких знаний.
Домашние экспериментальные задания находят широкое применение в обучении физике. Необходимость их использования обусловлена тем, что классных лабораторных работ
недостаточно для того, чтобы обеспечить учащихся крепкими практическими умениями и
навыками. В частности, знания, полученные учащимися в процессе выполнения классных
лабораторных работ, целесообразно закрепить при выполнении домашних экспериментальных заданий, являющихся органическим продолжением и дополнением этих работ.
Экспериментальные задания, предлагаемые учащимся для домашней работы, должны
предусматривать творческий подход к решению, использование знаний на практике, в нестандартной ситуации, привлечение школьников к конструированию и изготовлению приборов, самостоятельному приобретению знаний. Дифференциация домашних экспериментальных заданий создает благоприятные условия для организации познавательной деятельности каждого учащегося на оптимальном для него уровне.
В работе рассматривается вопрос о методах выполнения самостоятельных экспериментальных работ и роли этих методов в формировании практических умений и навыков учащихся. На основе изучения соответствующей литературы, учета собственного опыта работы в школе автора данного исследования и изучения вопроса об обеспеченности учащихся
приборами и материалами, необходимыми для выполнения домашних экспериментальных
заданий, систематизированы и обобщены критерии отбора таких заданий. Проведена классификация домашних экспериментальных заданий. Создана система дифференцированных
домашних экспериментальных заданий по физике, дополняющих и продолжающих классные
лабораторные работы, для учащихся 7 - 8 классов, разработана методика использования этих заданий в учебно-воспитательной работе по физике с учетом возможностей использования НИТ.
Разработана методика проведения педэксперимента, приводятся результаты экспериментальной проверки высунутой гипотезы.
С целью проверки уровня и качества знаний учащихся экспериментальных и контрольных классов после завершения педэксперимента были проведены контрольные работы.
Сравнение результатов проводилось с использованием критерия Пирсона.
Для проверки активизирующего влияния предложенной нами системы дифференцированных домашних экспериментальных заданий на познавательную деятельность учащихся
были выделены критерии активности познавательной деятельности. С учетом этих критериев
разработана анкета. Анкетирование проводилось до начала педэксперимента и после его за-
вершения во всех экспериментальных и контрольных классах.
С целью проверки уровня сформированности обобщенного экспериментального умения мы воспользовались составными частями этого умения. Проверка проводилась после за-
вершения педэксперимента во время выполнения учащимися лабораторных работ.
Результаты проведенного нами педэксперимента свидетельствуют о том, что использование в учебном процессе дифференцированных экспериментальных заданий по физике,
дополняющих и продолжающих классные лабораторные работы, содействует повышению
уровня знаний учащихся, активизации их познавательной деятельности и формированию
обобщенного экспериментального умения.
The work deals with the problem of using pupils' home experiment in the course of teaching
and educational work in Physics. The test of some peculiarities of using home experimental tasks in
the teaching process supplementing and continuing school laboratory works has been carried out. The
criteria of selecting home experimental tasks in Physics have been systematized and generalized. The
system of home experimental tasks in Physics supplementing and continuing school laboratory works
for the 7th - 8th form pupils and the methods of its application have been elaborated. It has been
ascertained that the suggested system of differential home experimental tasks in Physics contributed
to rising pupils' knowledge level, stimulating their cognitive activity and forming their generalised experimental skills.