Дисертація присвячена актуальній проблемі диференціації у фізичному
вихованні школярів. Визначено новий підхід до розв’язання питання навчання
фізичних вправ з м’ячем учнів початкових класів на уроках фізичної культури.
Вивчено мотивацію та вікову динаміку антропометричних та психофізіологічних
показників розвитку організму учнів 1-4 класів, доведено існування відмінностей у
тілобудові школярів одного віку й статі та визначено їх соматотипологічний статус.
Вивчено вплив тілобудови та психофізіологічних показників розвитку
організму учнів 1-4 класів на успішність засвоєння вправ з м’ячем. Встановлено
найбільш інформативні психофізіологічні показники для учнів певного віку та статі,
що впливають на успішність засвоєння вправ з м’ячем та на цій основі розроблено
методику диференційованого навчання цих вправ. Диференціація засобів і
практичних методів навчання передбачала вибір та цілеспрямований розвиток
найбільш інформативних психофізіологічних показників учнів конкретного класу і
статі, що впливають на успішність засвоєння певної вправи з м’ячем.
Запропоновано критерії оцінки рухової підготовленості у вправах з м'ячем
учнів молодших класів з урахуванням типу тілобудови, віку та статі, що включають
орієнтовні контрольні вправи та їх нормативну оцінку за роками навчання.
Диссертационная работа посвящена актуальной проблеме дифференциации в
физическом воспитании школьников. Определен новый подход к решению вопроса
обучения физическим упражнениям с мячом для учеников начальных классов на
уроках физической культуры. Раскрыты возрастные особенности мотивации,
антропометрических и психофизиологических показателей развития организма
младших школьников. Изучена зависимость успешного освоения упражнений с
мячом от типа телосложения и психофизиологических показателей развития
учащихся 1-4 классов.
Представлены результаты изучения мотивации младших школьников, которые
дали возможность определить позитивное отношение учащихся 1-4 классов к
урокам физической культуры, а так же подтвердили высокий интерес детей к
упражнениям с мячом. Прослежена четкая положительная динамика мотивации
младших школьников с возрастом.
Изучено возрастную динамику антропометрических и психофизиологических
показателей развития организма учеников 1-4 классов. Исследовано особенности
проявления психофизиологических показателей мальчиков и девочек каждого
возрастного периода.
Установлено, что на успешность изучения упражнений с мячом влияют
психофизиологические показатели развития организма младших школьников
(реакция на движущийся объект, скорость сенсомоторных реакций, частота
движений верхних конечностей, чувство мышечных усилий, сила нервных
процессов, равновесие тела, чувство времени, пространственная ориентация,
скорость переработки зрительной информации, кратковременная зрительная память
на числа и различные характеристики внимания). Влияние антропометрических
данных на качество овладения упражнений с мячом увеличивается с возрастом и
прослеживается только в упражнениях, требующих проявления скорости и силы.
Определение зависимости успешного изучения упражнений с мячом от уровня
развития психофизиологических показателей учащихся младшей школы легло в
основу методики дифференцированного обучения упражнениям с мячом.
Обоснована и разработана дифференцированная методика обучения
упражнениям с мячом учеников младших классов. Дифференциация средств и
методов обучения направлена на выбор и целенаправленное развитие наиболее
информативных психофизиологических показателей, влияющих на успешное
овладение упражнений с мячом, учащихся конкретного класса и пола. Обучение
учеников 1-4 классов упражнениям с мячом обеспечивалось посредством
использования различных средств, а именно: общеразвивающих,
специальноразвивающих, имитационных, подводящих и соревновательных
упражнений. Для развития наиболее информативных психофизиологических
показателей в обучении упражнениям с мячом младших школьников
использовались повторный, игровой, соревновательный, круговой методы.
Физические нагрузки в процессе обучения упражнениям с мячом дозировались по
параметрам объема и интенсивности: скоростью и темпом выполнения, количеством
повторений за единицу времени, относительной величиной напряжения, амплитудой
движений, сопротивлением окружающей среды, временем выполнения упражнения, условиями выполнения упражнения, продолжительностью и характером отдыха,
частичным изменением способа выполнения упражнения, величины ускорения,
психического напряжения, а так же варьированием размера, массы и количества
мячей.
Представлены критерии оценивания учебных достижений в упражнениях с
мячом младших школьников на уроках физической культуры по уровням
сформированности отдельных двигательных умений для учащихся каждого класса с
учетом пола и соматотипа. Предложенные ориентировочные нормативы оценивания
двигательной подготовленности в упражнениях с мячом включают контрольные
упражнения и их нормативную оценку по годам обучения в баллах по уровням:
низкий, средний, достаточный, высокий и могут быть использованы учителем для
определения количественной оценки учеников в процессе изучения упражнений с
мячом.
Эффективность методики дифференцированного обучения упражнениям с
мячом учеников младших классов подтверждена достоверностью позитивных
изменений мотивации, развития психофизиологических показателей и двигательной
подготовленности в упражнениях с мячом.
The dissertation is devoted to the issue of differentiation in physical education
junior pupils. Defined a new approach to solving the issues of training exercise with a ball
of primary school pupils in physical education classes. Studied motivation and age
dynamics of anthropometric and physiological parameters of the body of junior pupils in
grades 1-4, proved the existence of differences in constitution of junior pupils of the same
age and sex and identified somatic status of primary school children.
The influence of the constitution and physiological parameters of junior pupils
bodies in 1-4 grades at mastering the exercises with the ball. Established physiological
indicators most informative for junior pupils of a certain age and sex affecting the
successful assimilation exercises with the ball and on this basis technique of differential
training exercises with the ball in junior classes
A motor readiness evaluation criteria in exercises with the ball junior pupils
considering the type of constitution, age and sex, including the indicative exercise control
and their regulatory assessment by grade in points by levels: low, medium, sufficiently
high. Confirmed efficiency of methods of differentiated instruction exercises with the ball
in physical education classes in primary school.