Digital Repository
Dragomanov
Ukrainian State University

Навчальний мовознавчий текст: семантико-синтаксичний та прагматичний аспекти

ISSN: 2310-8290

Show simple item record

dc.contributor.author Чемпоєш, Валентина Вікторівна
dc.date.accessioned 2017-07-03T11:01:03Z
dc.date.available 2017-07-03T11:01:03Z
dc.date.issued 2017
dc.identifier.citation Чемпоєш В. В. Навчальний мовознавчий текст: семантико-синтаксичний та прагматичний аспекти : автореферат дис. ... канд. філол. наук : 10.02.01 / Валентина Вікторівна Чемпоєш ; наук. кер. Наталія Павлівна Гальона ; М-во освіти і науки України, Нац. пед. ун-т ім. М. П. Драгоманова. - Київ, 2017. – 22 с. ua
dc.identifier.uri http://enpuir.npu.edu.ua/handle/123456789/14881
dc.description.abstract У дисертації вперше в сучасному українському мовознавстві обґрунтовано визначення навчального мовознавчого тексту та навчального мовознавчого дискурсу як різновиду інституційного дискурсу. Виконано комплексний аналіз навчального мовознавчого тексту в аспекті його семантико-синтаксичної структури та комунікативно-прагматичної зорієнтованості. Описано загальнотекстові та диференційні ознаки навчального мовознавчого дискурсу (цілісності та зв’язності, інформативності, інтерпретаційності, аргументованості, узагальненості тощо), з’ясовано засоби їх реалізації. Проаналізовано прагматичні типи речень у навчальному мовознавчому тексті; з’ясовано функції засобів суб’єктивної модальності. ua
dc.description.abstract В исследовании впервые в украинистике сделана попытка комплексного анализа учебного лингвистического текста в контексте антропоцентрической парадигмы. В работе проанализированы различные подходы к определению текста, дискурса, учебного текста; педагогического, образовательного, научного и учебного дискурса. В диссертации употребляются как тождественные и взаимозаменяемые термины текст (в широком толковании, в совокупности семантико-синтаксических и коммуникативно-прагматических характеристик текста) и дискурс (в узком толковании этого термина). Учебный лингвистический текст рассматривается как результат речевой учебной деятельности в форме письменной речи, в анализе которого учтена специфика коммуникативной триады адресант – текст – адресат в лингвистическом научно-учебном процессе. Тождественным ему в работе является понятие учебного филологического дискурса как результата речевого процесса в соответствующей коммуникативной ситуации; при этом не учтены такие аспекты широкого понимания дискурса, как устная речь, конкретный временной момент, динамизм ситуации, широкий социальный контекст. Учебный лингвистический дискурс определяется как вербализированный в тексте тип дискурсивной деятельности в области учебной коммуникации, речевое взаимодействие «преподавателя и студента» (представителей учебной деятельности, автора и читателя учебной литературы и т.д.) и рассматривается как тип институционального дискурса. Проанализированы общие и дифференциальные признаки учебного лингвистического текста, определены средства реализации текстовых категориальных признаков учебного лингвистического дискурса (целостности и связности, информативности, интерпретированности, аргументированности, обобщенности авторской позиции). В учебном лингвистическом тексте автор представляет и поясняет научный материал, поэтому информативность, аргументированность и интерпретированность являются его определяющими признаками. Определено, что лингвистический материал учебника характеризуется высокой информативностью и информационной насыщенностью. Качество рассматриваемого текста определяется такими показателями, как новизна информации, ее прагматическая направленность, практическая ценность, актуальность, способность заинтересовать читателя. Показательным для учебного лингвистического текста является активное употребление пояснительных союзов и их аналогов с такими функциями: объяснения и отождествления; объяснения и выделения из ряда однотипного; объяснения и уточнения (дополнения, конкретизации); акцентирования и выделения определенных признаков предмета. На функции пояснения в учебном лингвистическом тексте специализируются как определенные союзы, так и их аналоги. Описаны такие дифференциальные признаки учебного лингвистического текста, как точность, однозначность, доступность изложения; объективность и обобщенность позиции автора; иллюстративность фактами украинского языка и др. Проанализированы признаки целостности и связности лингвистического учебного текста. Определено, что учебные лингвистические тексты в основном имеют дедуктивную и дедуктивно-индуктивную структуру. Исследованы коммуникативно-прагматические особенности учебного лингвистического текста, выяснено, что все изменения ситуаций в учебном дискурсе являются динамическими, ибо связаны с функциональным взаимодействием субъектов коммуникативной деятельности, осуществляющих обмен информацией. Диалогичность учебного лингвистического дискурса представлена субъектным взаимодействием автора и читателя. Этот опосредованный диалог составляет коммуникативную установку в учебной литературе, где автор общается с читателем через текст: хотя реципиент только имплицитно присутствует в тексте, говорящий может обращаться к нему. В субъектной речи фактор говорящего представлен метаавтором, позиция которого предусматривает опосредованное выражение образа автора на текстовом уровне через элементы основного и вспомогательного текста – объяснение, толкование, утверждение, вопрос, комментарий, примечания. Описаны основные прагматические типы предложений в учебном лингвистическом тексте (квеситивы, директивы, констативы); проанализированы средства субъективной модальности. ua
dc.description.abstract The author provided the first in modern Ukrainian linguistics reasonably determine academic linguistic text and academic linguistic discourse as a kind of institutional discourse. Completed a comprehensive analysis of the educational linguistic text in terms of its semantic and syntactic structures and communicative-pragmatic orientation. 22 Described overall text and differential features educational linguistic discourse (integrity and connectivity, informative, interpretatsiynosti, argumentation, generalization, etc.), found the means to implement them. Analyzed pragmatic types of sentences in the educational linguistic text; found a means of subjective modality. ua
dc.language.iso uk ua
dc.publisher Видавництво НПУ імені М. П. Драгоманова ua
dc.subject текст ua
dc.subject дискурс ua
dc.subject навчальний мовознавчий текст ua
dc.subject цілісність та зв’язність ua
dc.subject інформативність ua
dc.subject квеситиви ua
dc.subject директиви ua
dc.subject констативи ua
dc.subject текст ua
dc.subject дискурс ua
dc.subject учебный лингвистический текст ua
dc.subject целостность и связность ua
dc.subject информативность ua
dc.subject квеситивы ua
dc.subject директивы ua
dc.subject констативы ua
dc.subject text ua
dc.subject discourse ua
dc.subject text linguistic education ua
dc.subject integrity and connectivity ua
dc.subject information ua
dc.subject kvesytyvy ua
dc.subject directives ua
dc.subject konstatyvy ua
dc.subject.classification 811.161.2'[367+37](043.3) ua
dc.title Навчальний мовознавчий текст: семантико-синтаксичний та прагматичний аспекти ua
dc.type Other ua


Files in this item

This item appears in the following Collection(s)

Show simple item record

Search DSpace


Browse

My Account

Statistics