Дисертаційне дослідження присвячене аналізу сучасних проблем
трансформації музичної культури в просторі самоствердження митця,
виникнення протестних рухів, нонконформістської ідеології як етичного,
естетичного та мистецького феномену. Антропологічна та культурно-історична
складова нонконформізму в музиці України ХХ століття презентовані як
персональний вчинок митця в умовах посттоталітарної та постмодерністської
культури.
Філософський дискурс у музиці проаналізовано як своєрідну сферу
антропологічної та культурно-історичної рефлексії митця, як засаду
формування музичного мислення композитора. Музичне мислення визначене
як детермінанта композиторської творчості.
Нонконформізм як фактор стильової динаміки дістав інтерпретації в
контексті формування міфопоетики музичного мистецтва ХХ століття.
Художній нонконформізм 1960-80-рр. в українській музиці реконструйовано як
соціокультурний феномен формування протестних рухів у посттоталітарному
суспільстві. Прослідкована трансформація нонконформізму в
постнонконформізм як механізм художньої комунікації в музичній культурі
України кінця ХХ – початку ХХІ століття.
Диссертационное исследование посвящено анализу современных проблем
трансформации музыкальной культуры в
пространственовоймировоззренческойпарадигмы, возникновению протестных
движений, нонконформистской идеологии как этического, эстетического и
художественного феномена. Антропологическая и культурно-историческая
составляющая нонконформизма в музыке Украины ХХ века представлена как
персональный поступок художника в условиях посттоталитарной и
постмодернистской культуры. Философский дискурс в музыке проанализирован как своеобразная
сферафилософско-антропологической и культурно-исторической рефлексии
художника, как принцип формирования музыкального мышления композитора.
Музыкальное мышление определено как детерминанта композиторского
творчества.
Мировоззренческоесодержание музыки специфицируется и
универсализируется в пространстве социокультурних измерений творчества.
Так, мир культуры широко интерпретируют вобъектномизмерении, когда
предмет исследования определяется как картина мира, в которой дается образ
музыкальной, эстетической, художественной, философской реальности, и в
измерениисубъектном, когда активность творцастановитсядвижущим началом
построения мира какхудожественнойцелостности. Это может быть творчество в
профанном или сакральном пространстве.
На первый план выступает именно феномен культуры в его
антропологическом измерении. Это феномен западной культуры, где субъект
культуры является активным (преувеличенно активным), потому что он
формирует мир, картину, образ мира. И это также субъект восточной культуры,
в которой субъект является лишь созерцателем, который не формирует мир, а
лишь находится в нем, синтезирует его. Важно отметить, что художественное
мышление нонконформистов сочетало крайности западной и восточной
моделей мира: имперсональную созерцательность, которая ведет к
жертвенности, и экспрессивную активность жеста, события, поступка, который
провоцирует неповиновение и действие вопреки идеологическим и
политическим догматам.
В 60-80-е годы ХХ века нонконформизм выступает в качестве
своеобразного катализатора культурной целостности, которая зиждется на
понимании цельности творчества и понимании человеческой целостности
творца. В этом и состоит антропологическая, а не социологическая сущность
нонконформистского движения. Музыкальные тексты несут в себе
конкурирующий спектр онтологии, то есть единство тех образов мира, которые
выглядят как бытийственные артефакты культуры и выступают в качестве
вспомогательных средств осмысления человека в мире, осмысления
композиторского творчества в образном измерении человека и универсума.
Если говорить о феномене нонконформизма именно в стилевом
определении, то в нем нужно видеть сверхсистемные и внесистемные
(досистемные) реалии творчества, влияющие на сам акт протеста, отрицания,
делающие его актуальным поступком художника. Важно отметить, что
нонконформизм как установка творчества ассимилировал все стили. В
определенной мере художественный протест отвечал потребностям
самовыражения репрессированной художественной интеллигенции, являлся
своеобразной формой становления художественной образности, которую
связывают с открытостью истоков формотворення. В нонконформизме
сочетаются интенции неполноты, незавершенности мысли и избыточности образных инноваций (синтез всех стилевых артефактов), здесь избыточность
«бьет через край».
В конце ХХ века, с обретением Украиной независимости, происходят
сложные процессы легитимации нонконформного движения и образования
нового мейнстрима, который формируется в измерениях постмодернистской
культуры.Общие тенденции культуротворчества обозначаются как
возникновение пост-культуры. Нонконформизм как «постнонконформизм»
существует в разных форматах: в формате инерционной фазы соревнования за
духовные приоритеты, как симулятивний протестный феномен (черный рэп,
рок-сцена, панк-сцена и др.). Именно в это время сформировалась еще одна
интересная, яркая черта творчества нонконформистов – мифологический
образный контекст творчества. Имагинация как проявление мифологической
образности становится путем озарения реальности, которая не видит и не хочет
видеть тоталитарного космополитизма. Историческая ретроспектива становится
одним из мифологических средств ухода от реальности, которое можно
определить как интроспекцию художника. Личностный миф как
имагинативнийабсолют несет в себе чрезмерную яркость колорита и, наоборот,
размытость всех красок.
Dissertation research is sanctified to the analysis of modern problems of transformation of musical culture in spacious self-affirmations of artist, origin of protest motions, recusant ideology as the ethic, aesthetic and artistic phenomenon.
Anthropological and cultural and historical constituent of nonconformism in music of
Ukraine ХХ centuries are presented as the personal act of artist in the conditions of
post-totalitarian and post-modernism culture.
Philosophical discourse in music is analysed as an original sphere of
anthropological, cultural and historical reflection of artist, as principle of forming of
musical thinking of composer. The musical thinking is certain as determining of
composer’s work.
Nonconformismas got the factor of stylish dynamics to interpretation in the
context of forming of myth poetic of musical art of ХХ of century. Artistic
nonconformism of 1960-1980 years in Ukrainian music is reconstructed as the
sociocultural phenomenon of forming of protest motions in post-totalitarian society.
Discovred transformation of nonconformism in post-nonconformism as mechanism of artistic communication in the musical culture of Ukraine of the end of ХХ -
beginning of ХХІ century.