Цифровий репозитарій
Українського державного університету
імені Михайла Драгоманова

Методика формування здатності майбутніх учителів музики до керування хором

ISSN: 2310-8290

Показати скорочений опис матеріалу

dc.contributor.author Цао, Хункай
dc.date.accessioned 2017-06-27T08:37:33Z
dc.date.available 2017-06-27T08:37:33Z
dc.date.issued 2017
dc.identifier.citation Цао Хункай. Методика формування здатності майбутніх учителів музики до керування хором : автореферат дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02 / Цао Хункай ; наук. кер. С. В. Шип ; Нац. пед. ун-т ім. М. П. Драгоманова. - Київ, 2017. – 22 с. ua
dc.identifier.uri http://enpuir.npu.edu.ua/handle/123456789/14813
dc.description.abstract Робота присвячена проблемі вузівської підготовки вчителя музики до управління хоровим співом учнів. Встановлено, що хоровий спів являє собою колективну вокально-інтонаційну діяльність, в основі якої лежить принцип синергії (співпраці), обумовлений низкою соціокультурних функцій музичного мистецтва. Виявлено, що синергія хорового співу має три сторони: екстраперсональну, інтраперсональну та інтеперсональну. Здатність вчителя музики до управління хором визначена як комплекс умінь, знань і здібностей, який необхідний і достатній для успішного управління процесом колективного музикування учнів. В дисертації побудована теоретична модель здатності вчителя до управління хором, що містить: вміння співу і диригентської жестикуляції, здатності музичного мислення, волю, енергетику, комунікативність, здатність до інтеракції. Розроблена методика (принципи, умови, методичні прийоми) формування здатності майбутніх учителів музики до управління хором в процесі вузівської підготовки, специфікою якої є спрямованість на досягнення автосинергії особистісних потенцій вчителя і формування здатності до інтерперсональної синергію дій хору і керівника. Експеримент підтвердив теоретичні положення дисертації та засвідчив ефективність розробленої методики. ua
dc.description.abstract Работа посвящена проблеме вузовской подготовки учителя музыки к управлению хором. В работе установлено, что хоровое пение представляет собой коллективную вокально-интонационную деятельность, в основе которой лежит принцип синергии (сотрудничества). Выявлено, что синергия хорового пения представлена тремя сторонами сложно организованной деятельности: а) экстраперсональной синергией певческих действий участников хора, которая проявляется в строе, ладе, гармонии и других свойствах музыкально-звуковой формы; б) интраперсональной синергией (или, иначе автосинергией), то есть - согласованными «внутренними» (музыкально-мыслительными, волевыми, коммуникативными) и «внешними» (жестикуляционными, вокальными, мимическими) действиями дирижера; в) интерперсональной синергией, которая представляет собой системное соединение певческих действий хора и действий его руководителя. Способность учителя музыки к управлению хором определена как комплекс умений, знаний и способностей, который необходим и достаточен для успешного управления процессом коллективного музицирования учеников. Теоретическая модель способности учителя к управлению хором включает в себя следующие компоненты: вокальные умения, умения дирижерской жестикуляции, способности музыкального мышления, волевые способности, энергетический потенциал, коммуникативность, способность к интеракции (консолидирующему влиянию). В диссертации построена и экспериментально проверена методика формирования способности будущих учителей музыки к управлению хором в процессе вузовской подготовки. Её специфика состоит в направленности на автосинергию личностных потенций учителя и интерперсональную синергию действий хора и руководителя. Методика опирается на компетентностный, синергетический, праксеологический подходы, на принципы педагогики сотрудничества, проблемного обучения, дидактической игры, идеи и принципы традиционной педагогики Китая (концепты «дао», «чжунхэ», «золотой середины», «тай цзи» и др.). Предложенная в диссертации методика педагогической диагностики способности к управлению хором опирается на вокальный, кинетический, музыкально-когнитивный, музыкально- гностический, волюнтарный, энергетический, коммуникативный и интерактивный критерии. Уровень сформированности (низкий, средний или высокий) исследуемой способности оценивался с помощью тестов, анкетирования, тестирования, экспертных и взаимных оценок. Разработанная методика прошла проверку в ходе формирующего эксперимента. На первом – автосинергийном – этапе использовались методы, направленные на формирование и совершенствование умений, знаний и способностей, составляющих базис интраперсональной синергии («Рельефное интонирование», «Стилевой конфликт», «Демонстрация-экспромт», комплекс упражнений «тай-цзи» и др.). На втором этапе – интерактивном – был подключен комплекс мультимедийных обучающих тестов, дидактические игры, метод дирижерской импровизации и др. Эксперимент подтвердил теоретические положения диссертации и засвидетельствовал эффективность разработанной методики. ua
dc.description.abstract The problem of the High School chorus conducting teaching has been developed in the thesis. The chorus singing is stated as collaborative vocal-tonal activity based on the synergy principle, which is stipulated by the esthetic, communicative, artistic, consolidating and spiritual-therapeutic functions of the musical art. The chorus singing is represented by three strata of the complex organized activity: a) extra personal synergy of the participants’ vocal action which is shown in the pitch, mode, harmony and other musical features; b) intrapersonal synergy (or auto synergy) id. est. the conductor’s coordinated “inner” (mental, authoritarian, communicative”) and “outer” (gesture, voice, mimics) actions; c) interpersonal synergy, which means the singing and conducting systemic union. This thesis treats the chorus conducting as a compulsory element for music teacher’s professional competency and, thus as one of the most important teachers training tasks. It is defined as the system of skills, knowledge and abilities, which is necessary (and enough) for the students’ chorus singing directing. The theoretic teacher’s chorus conducting ability model was designed. It includes the following: a) vocal skills; b) conductor’s gesticulation, c) musical mentality; d) authority; e) energy potential; f) sociability and the most significant one – intractability, as this very skill enables the conductor to reach the voices synergy. The task of formulating and experimental approbating of the method for future music teachers’ chorus conducting mastering was fulfilled. Its peculiarity is in its orientation on the teacher’s personal potential auto synergy and interpersonal synergy in the choir and the conductor’s activity. This method is based on the competency, synergistic, praxeological approaches; on the principles of the cultural correspondence, of the pedagogy of collaboration, problematic teaching, and didactic game. The ideas and principles of the traditional Chinese pedagogy were also taken into account, namely the concepts of “dao”, “chzhun he”, “the golden mean”, “tai tsi”, as well as the principles of humanic directing and wise inaction. The main conditions for the developed method implementation are the understanding of the essence of the chorus singing synergy, the search of your own way to achieve the persona potentials and the intra personal synergy unanimity; the student’s and the choir communicative obstacles removal, the choir singers motivation, the chorus conducting subjects method coordination. The developed method was approbated during the forming experiment. The methods aimed at formation and mastering of the skills, knowledge and abilities presenting the basis of intra personal synergy (vivid declamation, style conflict, impromptu demonstration, “tai-tsi” exercises) were applied at the first stage (auto synergy). The second – interactive – forming experiment stage included a complex of multimedia teaching methods, didactic games, a conductor’s improvisation method. This experiment confirmed the thesis theoretical propositions and certified the developed method efficiency. ua
dc.language.iso uk ua
dc.publisher Видавництво НПУ імені М. П. Драгоманова ua
dc.subject вчитель музики ua
dc.subject хорове мистецтво ua
dc.subject управління хором ua
dc.subject синергія ua
dc.subject методика професійного навчання ua
dc.subject учитель музыки ua
dc.subject хоровое искусство ua
dc.subject управление хором ua
dc.subject синергия ua
dc.subject методика профессионального обучения ua
dc.subject music teacher ua
dc.subject chorus singing art ua
dc.subject chorus conducting ua
dc.subject synergy ua
dc.subject professional teaching method ua
dc.subject.classification 378 + 37.036 + 784.96 ua
dc.title Методика формування здатності майбутніх учителів музики до керування хором ua
dc.type Other ua


Долучені файли

Даний матеріал зустрічається у наступних фондах

Показати скорочений опис матеріалу