Вперше у вітчизняному дискурсі філософії освіти здійснена філософська
концептуалізація аксіологічного виміру трансформаційних процесів у
британській педагогічній освіті в умовах інформаційного суспільства.
Продемонстровано низку особливостей британської системи підготовки
вчителів як освітнього феномену інформаційної доби, зокрема, показано,
що в контексті реформ в системі педагогічної освіти, відбуваються зміни у її
аксіологічному спрямуванні, а саме: вирішення проблеми підготовки «нового
вчителя» в руслі державної політики, спрямованої на забезпечення освітою
усіх, а не обраних; поширення ринкової ідеології тощо.
Показано, що аксіологія освіти є евристичною стратегією
дослідження трансформацій у педагогічній освіті. Виявлено роль
інформаційного суспільства у трансформаційних процесах аксіологічного
виміру сучасної педагогічної освіти − система освіти стає більш гнучкою та
відкритою, демократичнішою та доступнішою. Виявлена роль ідеалу «нового
професіоналізму» в ціннісній динаміці трансформаційних процесів у
британській педагогічній освіті, а також досліджено роль демократизації
освіти як аксіологічного пріоритету, що визначає динаміку
трансформаційних процесів в інформаційну добу. Здійснено авторську
експлікацію аксіологічних засад відкритої освіти як сучасної моделі
підготовки британських вчителів. Показано, що британський досвід в галузі
підготовки вчителів має евристичний потенціал для обґрунтування
аксіологічних засад вітчизняної педагогічної освіти. Обґрунтована
евристичність раціональної ревізії здобутків вітчизняної педагогічної традиції
та вибіркове залучення досягнень педагогічних систем країн із високим рівнем
імплементації ідей інформаційного суспільства.
Впервые в отечественном дискурсе философии образования осуществлена
философская концептуализация аксиологического измерения
трансформационных процессов в британском педагогическом образовании в
условиях информационного общества. Продемонстрировано ряд особенностей
британской системы подготовки учителей как образовательного феномена
информационной эпохи, в частности, показано, что в контексте реформ в
системе педагогического образования, происходят изменения в ее
аксиологической направленности, а именно: решение проблемы подготовки
«нового учителя» в русле государственной политики, направленной на
обеспечение образованием всех, а не избранных; распространение рыночной
идеологии и т.п.
Определенное автором содержание сложной ценностной динамики
модернизационных процессов в британской системе подготовки учителей
может пониматься в качестве одного из ориентиров разрешения противоречий
модернизации отечественного педагогического образования, в частности,
позволит определить общецивилизационные аксиологические приоритеты
педагогической практики, спектр ценностных ориентаций образования и
воспитания, в трансляции которых должен быть готов учитель в
информационном обществе, предложить ценностно-мотивационные принципы,
сопоставимыми с современным этапом общественного развития.
Обосновано, что аксиология образования является эвристической
стратегией исследования трансформаций в педагогическом образовании.
Выявлена роль информационного общества в трансформационных процессах
аксиологического измерения современного педагогического образования −
система образования становится более гибкой и открытой, демократичной и
доступной. Обнаружена роль идеала «нового профессионализма» в ценностной
динамике трансформационных процессов в британском педагогическом
образовании, а также исследована роль демократизации образования как
аксиологического приоритета, определяющего динамику трансформационных
процессов в информационную эпоху. Трансформационные процессы в
педагогическом образовании в контексте утверждения информационного
общества имеют рыночно-ориентированный характер и потенциально создают
угрозу подмены критериев профессионализма, что должно находиться в центре
внимания исследователей британской педагогического образования.
Осуществлена авторская экспликация аксиологических основ открытого
образования как современной модели подготовки британских учителей.
Показано, что британский опыт в области подготовки учителей имеет
эвристический потенциал для обоснования аксиологических основ
отечественного педагогического образования. Обоснована эвристичность
рациональной ревизии достижений отечественной педагогической традиции и
выборочное привлечение достижений педагогических систем стран с высоким
уровнем имплементации идей информационного общества.
The philosophical conceptualization of axiological dimension of
transformation in the British teacher education in the information society is made for
the first time in the national discourse of philosophy. The several features of the
British system of teacher training as an educational phenomenon of information age
is demonstrated. In particular, it is shown that in the system of teacher education is
changing in its axiological direction in the context of reforms, namely, solving the
problem of preparing a "new teacher" according to the state policy aimed to ensure
the education for all the people (not elected ones); spreading of the market ideology
and more.
It is shown that axiology education is a heuristic research strategy for
analyzing of transformations in teacher education sphere. The role of the information
society in axiological dimension of transformation processes of modern pedagogical
education is defined − the education system becomes more flexible and open,
democratic and accessible. The role of the ideal of a "new professionalism" in the
value dynamics of transformation in the British teacher education and
democratization is defined. The role of education as an axiological priority that
defines the dynamics of transformation processes in the information age. The author
explication of axiological principles of open education as a modern model of British
teachers is defined. It is shown that the British experience in teacher training has the
heuristic potential to justify axiological foundations of national teacher education
system. The rational revision of achievements of the national educational traditions
and achievements of selective educational systems of countries with a high level of
implementation of the ideas of the information society has high heuristic potential.