дисертації досліджується еволюція ідей плюралізму в американському
прагматизмі; виявлені основні етапи й тенденції цієї еволюції на прикладі
філософії Ч.Пірса, У.Джеймса, У.Куайна й Р.Рорті. Дається огляд сучасного стану
досліджень феномена плюралізму, описуються основні напрямки цих досліджень.
У філософії Ч. Пірса виявлені передумови прагматизму й плюралізму. При
цьому значне місце надане його концепції сумніву-віри й трактуванню категорії
істини. В контексті розгляду філософії У.Джеймса прослідковуються розвиток
прагматизму й трансформація ідей плюралізму в його концепції «радикального
емпіризму». Особлива увага надається категорії «досвід», ідеї деабсолютизації,
«тихізму», феномену пристосування. Ці ідеї й категорії слугують своєрідними
«опорними пунктами» в аналізі еволюції ідей плюралізму.
Виникає необхідність звернення до прагматики мови, концепції «мовних
ігор» та більш пильної уваги до позиції релятивності щодо соціокультурної сфери.
Плюралізм у філософії Р.Рорті розглядається в контексті ідей постмодернізму.
Показано, наскільки ідеї плюралізму набули в ньому воістину тотальної
значущості, чому суттєво сприяла ідея симулякрів.
В диссертации проведен анализ широкого спектра современных
исследований – как философско-методологического, так и конкретно-научного
и социально-культурного характера. Представлена классификация этих
исследований: деление их на пять основных тематических направлений –
онтологическое, эпистемологическое, методологическое, социокультурное (в
том числе и культурно-философское) и общемировоззренческое.
Главный предмет диссертационного анализа – эволюция идей
плюрализма в американском прагматизме. Выделены основные этапы и
тенденции этой эволюции на примере исследования философских текстов
основных представителей американской прагматистской философии: Чарльза
Пирса, Уильяма Джеймса, Уилларда Куайна и Ричарда Рорти.
Отмечается, что на формирование и развитие идей плюрализма оказало
заметное влияние также распространение в культуре и науке второй половины
ХІХ ст. идеи относительности и процедуры деабсолютизации.
Исследование процесса деабсолютизации привело к необходимости осмысления содержания категории «опыт» и анализа ее эволюции на пути к
прагматизму и плюрализму. При этом, во-первых, выявлены три
фундаментальные его измерения: а) онтологическое (опыт как данные, как
определенная реальность); б) методологическое (опыт как метод, как
определенные правила деятельности) и в) социокультурное (опыт как духовный
«багаж» личности), причём эти «измерения» на разных стадиях эволюции идей
плюрализма имели неодинаковый «удельный вес». Во-вторых, выявлена
тенденция к релятивизации, субъективизации и к расширению содержания этой
категории.
В философии Ч. Пирса (главным образом, посредством анализа его
критики Р.Декарта) выявлены предпосылки прагматизма и плюрализма. При
этом значительное место уделено его концепции сомнения-веры и её тенденции
к психологизму. В трактовке категории истины показана её двойственность. С
одной стороны, будучи изначально учёным-естествоиспытателем, он не мог
отказаться от традиционной корреспондентской концепции истины,
базирующейся на идее репрезентации. Однако, с другой стороны, когда он
анализирует гносеологическую природу истины, то отказывается от идеи
репрезентации и корреспондентской её трактовки, следуя своей концепции
сомнения-веры.
В рассмотрении философии У. Джеймса описано развитие прагматизма и
трансформация идей плюрализма в его концепции «радикального эмпиризма» и
в более пристальном обращении к социокультурной проблематике.
Обсуждаются также его трактовки иcтины и религиозного опыта, их влияние на
дальнейшую разработку идей плюрализма.
Особое внимание уделяется категории «опыт», идее деабсолютизации,
концепции «тихизма», феномену приспособления. Эти идеи и категории служат
своеобразными «опорными точками» в анализе эволюции идей плюрализма.
Концепция тихизма предполагает, что фундаментальная роль в мироустройстве
и миродинамике отводится случайности. Показано, что тихизм Пирса и
Джеймса явился одной из онтологических предпосылок формирования
концепции плюрализма.
Показано также, что изменение содержания категории «опыт» повлияло
на становление и развитие концепции плюрализма. В частности, «опыт»
рассматривается с точки зрения статуса в нём случайности и свободы.
Раскрыта и исследована специфика идей плюрализма в процессе критики У.
Куайном логического эмпиризма и развёртывании «лингвистического поворота» в
философии вообще и в американском неопрагматизме в частности. Эти
обстоятельства делают необходимым обращение к прагматике языка, концепции
«языковых игр» и более пристальному вниманию к релятивности в
социокультурной сфере. Идущее от Л. Витгенштейна, понятие «языковой игр»
способствовало формированию и развитию релятивистских концепций в
лингвистической философии. В позиции У. Куайна значительное место занимают
идеи бихевиоризма, ставшие основой его натуралистической эпистемологии, в
которой плюралистические и релятивистские идеи получили дополнительное
оправдание. При рассмотрении философии Р. Рорти подчёркивается её
нетрадиционный характер, проявившийся в отказе от субъект-объектной
модели познания и от классической концепции репрезентации. Показано, что
целью познания Рорти считал не поиск истины ради неё самой, а исследование
социальных, психологических и культурных закономкрностей языковой
деятельности и её эффективности.
Анализ текстов Ч. Пирса, У. Джеймса, У. Куайна и Р. Рорти показал, что
эволюция идей плюрализма во многом определяется изменениями в
содержании категории «истина». Последние выражаются, в частности, в отказе
от традиционной корреспондентской концепции истины и переходе к
когерентной ее концепции; одним из следствий этого является релятивизм и
плюрализм.
Поскольку философское творчество Р. Рорти часто ассоциируется с
философским постмодернизмом, в показано, насколько идеи плюрализма
приобрели в нём поистине тотальную значимость, чему в немалой степени
способствовала идея симулякров.
The evolution of ideas of pluralism in American pragmatism is analysed in this
dissertation; the basic stages and tendencies of this evolution on an example of
philosophical creativity research of Ch. Peirce, W. James, W. Quine and R. Rorty are
revealed. Preconditions of pragmatism and pluralism are revealed іn Ch. Peirce’s
philosophy. Considering W. James’s Philosophy, the development of pragmatism and
transformation of pluralism ideas in his concept of «radical empiricism».
Special attention in the dissertation is payed to categories «experience», idea of
deabsolutisation, «tychism», phenomenon of adaptation. These ideas and categories
serve as original «reference points» in the analysis of pluralism ideas evolution.
It is also identified and investigated the specificity of ideas of pluralism in W.
Quine’s course of criticism about logical Empiricism, refers to the pragmatics of
language, the concept of «language games» and more steadfast attention to relativity in
socio-cultural sphere.