Цифровий репозитарій
Українського державного університету
імені Михайла Драгоманова

Філософська парадигма утвердження ноогуманістичного світогляду у сучасній вищій освіті

ISSN: 2310-8290

Показати скорочений опис матеріалу

dc.contributor.author Шиндаулова, Раушан Байсеітівна
dc.date.accessioned 2017-06-13T08:22:13Z
dc.date.available 2017-06-13T08:22:13Z
dc.date.issued 2017
dc.identifier.citation Шиндаулова Р. Б. Філософська парадигма утвердження ноогуманістичного світогляду у сучасній вищій освіті : автореферат дис. ... докт. філософ. наук : 09.00.10 / Р. Б. Шиндаулова ; наук. кер. Д. Б. Свириденко ; М-во освіти і науки України, Нац. пед. ун-т ім. М. П. Драгоманова. - Київ, 2017. – 36 с. ua
dc.identifier.uri http://enpuir.npu.edu.ua/handle/123456789/14574
dc.description.abstract У дисертації вперше у вітчизняному дискурсі філософії освіти здійснена концептуалізація філософської парадигми утвердження ноогуманістичного світогляду у сучасній вищій освіті. У дисертації концептуалізовано зміст процесів генезису проблеми ноогуманістичного світогляду та виявлено специфіку його сучасної інтерпретації. Автором здійснено пошук змісту процесів генезису концепту «ноогуманістична педагогіка» в дискурсі філософії освіти. Була запропонована авторська дефініція ноогуманістичної педагогіки як парадигмальної тенденції у вищій освіті. В роботі здійснена авторська філософська концептуалізація стратегії формування ноогуманістичного світогляду сучасних студентів. При цьому, було здійснено уточнення категоріального апарату ноогуманізму як методологічної стратегії. Автором виявлені сутнісні характеристики концепту «ноогуманістичний світогляд», що дозволило сформулювати його авторську дефініцію. Було розкрито зміст ідеї соціоприродної злагоди як аксіологічного пріоритету розвитку сучасного суспільства, а також продемонстровано зміст інтегруючого світоглядного потенціалу ноогуманізму у сучасній освіті. Автору вдалося обґрунтувати положення, що в своїй більшості, сучасні стратегії формування світогляду студентів кожна окремо не можуть в повній мірі задовольнити сучасні духовні потреби суспільства. ua
dc.description.abstract В диссертации впервые в отечественном дискурсе философии образования осуществлена концептуализация философской парадигмы утверждения ноогуманистического мировоззрения в современном высшем образовании. В диссертации концептуализировано содержание процессов генезиса проблемы ноогуманистического мировоззрения и выявлена специфика его современной интерпретации. Автором осуществлен поиск содержания процессов генезиса концепта «ноогуманистическая педагогика» в дискурсе философии образования. Была предложена авторская дефиниция ноогуманистической педагогики как парадигмальной тенденция в высшем образовании. Под ней предлагается понимать образовательную концепцию, отражающую новую парадигмальную тенденцию ноосферного образования, интегрирующую идеи русского космизма, учения о ноосфере, концепции устойчивого развития, положения квантовой физики, ноосферного, экологического образования, экологической и гуманистической философии, педагогики и психологии, данные культурологических, социально-психологических и психофизических исследований, которая направлена на становление и развитие космо-планетарного типа личности, осознанно-самоактуализирующегося на основе ноогуманистического мировоззрения. В работе осуществлена авторская философская концептуализация стратегии формирования ноогуманистического мировоззрения современных студентов. При этом, было осуществлено уточнение категориального аппарата ноогуманизма как методологической стратегии, вобравшей основные понятия, сформированные в представителями философской школы русского космизма, учения о ноосфере, экологической парадигмы, квантовых теорий, соотнесенных с базовой категорией социоприродного согласия. Автором выявлены cущностные характеристики концепта «ноогуманистическое мировоззрение», что позволило сформулировать его авторскую дефиницию. Было раскрыто содержание идеи социоприродного согласия как аксиологического приоритета развития современного общества, а также продемонстрировано содержание интегрирующего мировоззренческого потенциала ноогуманизма в современном образовании. Автору удалось обосновать положение, что в своем большинстве, современные стратегии формирования мировоззрения студентов, по отдельности не могут в полной мере удовлетворить современные духовные потребности общества. В исследовании были развиты представления об историко- философском генезисе проблемы ноогуманистического мировоззрения. Автором исследования осуществлена интерпретация ноогуманизма как идеи, соразмерной со сложной социальной динамикой, носящей кризисный характер. Был раскрыт потенциал интерпретации подходов ноогуманизма в разрезе междисциплинарных знаний, а также представления о роли традиционной (народной) музыкальной культуры и музыкального мышления для формирования ноогуманистического мировоззрения студентов. ua
dc.description.abstract The dissertation is the first attempt in the national discourse of philosophy to perform the philosophical conceptualization of paradigm of noohumanistic worldview establishment at the modern higher education. The dissertation is conceptualized the content of noohumanistic worldview genesis processes and revealed the specifics of its modern interpretation. The author carried out the search of "noohumanistic pedagogy" content genesis at the discourse of philosophy of education. The author definition of "noohumanistic pedagogy" concept as paradigmatic trend in higher education has been proposed. At this paper the author carried out the philosophical conceptualization of strategy for noohumanistic worldview formation of modern students. In this case, clarification of noohumanism categorical apparatus as a methodological strategy was implemented. The author reveals the essential characteristics of the concept "noohumanistic worldview" that has allowed the author to formulate one’s definition. The content of the socio-natural harmony idea was disclosed as an axiological priority of modern society. The integrative worldview potential of "noohumanism" for modern education was demonstrated ideological content. The author substantiated the statement that (for the most part) modern strategy of formation of students worldview can not alone fully satisfy the spiritual needs of modern society. ua
dc.language.iso uk ua
dc.publisher Вид-во НПУ імені М. П. Драгоманова ua
dc.subject ноогуманістичний світогляд ua
dc.subject ноогуманізм ua
dc.subject ноогуманістична педагогіка ua
dc.subject ноосфера ua
dc.subject вища освіта ua
dc.subject парадигмальна тенденція ua
dc.subject сталий розвиток ua
dc.subject філософія освіти ua
dc.subject ноогуманистическое мировоззрение ua
dc.subject ноогуманизм ua
dc.subject ноогуманистическая педагогика ua
dc.subject ноосфера ua
dc.subject высшее образование ua
dc.subject парадигмальная тенденция ua
dc.subject устойчивое развитие ua
dc.subject философия образования ua
dc.subject noohumanistic worldview ua
dc.subject noohumanism ua
dc.subject noohumanistic pedagogy ua
dc.subject noosphere ua
dc.subject higher education ua
dc.subject paradigmatic trend ua
dc.subject sustainable development, ua
dc.subject philosophy of education ua
dc.subject.classification 111.11:17.022.1:378.091.8 ua
dc.title Філософська парадигма утвердження ноогуманістичного світогляду у сучасній вищій освіті ua
dc.type Other ua


Долучені файли

Даний матеріал зустрічається у наступних фондах

Показати скорочений опис матеріалу