У дисертації, присвяченій вивченню психологічних особливостей формування
ціннісно-смислових настановлень у підлітковому віці, визначено теоретичні підходи
до вивчення проблеми, сутність поняття «ціннісно-смислові настановлення у
підлітковому віці», структурно-функціональні особливості ціннісно-смислових
настановлень підлітків, обґрунтовано процес формування ціннісно-смислових
настановлень.
Емпірично досліджено особливості формування ціннісно-смислових
настановлень. Визначено параметри («цінності-знання», «цінності-смисли» та
«цінності-стимули»), критерії формування ціннісно-смислових настановлень
(формування індивідуальної системи смислів, привласнення суспільних цінностей,
осмисленість індивідуального простору діяльності), рівні (творчий та
репродуктивний) та механізми (інтеріоризація, ідентифікація та інтерналізація)
формування ціннісно-смислових настановлень. Доведено перевагу репродуктивного
рівня формування ціннісно-смислових настановлень у підлітків.
Обґрунтовано модель та розроблено й апробовано програму формування
ціннісно-смислових настановлень у підлітковому віці. Доведено її ефективність та
необхідність впровадження в навчально-виховний процес загальноосвітньої школи.
В диссертационной работе, посвященной изучению психологических
особенностей формирования ценностно-смысловых установок, произведен
теоретический анализ подходов к исследованию проблемы в западной и
отечественной психологии. Определено содержание понятия «ценностно-смысловые
установки в подростковом возрасте» как компонента ценностно-смысловой сферы
личности, который проявляется в предготовности к действию, самовыражению и
основывается на системе ценностей, ценностных ориентаций и личностных смыслах
подростка. Определены структурно-функциональные особенности ценностно-
смысловых установок подростков. Теоретически обоснован процесс формирования
ценностно-смысловых установок в подростковом возрасте.
Эмпирически исследовано особенности формирования ценностно-смысловых
установок. Определены параметры: «ценности-знания» – включают ценностные
представления подростков и декларируемые ценности; «ценности-смыслы» –
содержат доминирующие ценности подростков, состояние субъективной ценностно-
смысловой реальности; «ценности-стимулы» – отражают особенности поведения
подростка как носителя ценностей. Определены критерии формирования для
каждого из компонентов ценностно-смысловых установок: формирование
индивидуальной системы смыслов, присвоение общественных ценностей,
осмысленность индивидуального пространства деятельности подростком. Установлены уровни (творческий и репродуктивный) формирования ценностно-
смысловых установок. Выявлено доминирование репродуктивного уровня
формирования ценностно-смысловых установок у подростков.
Обосновано модель формирования ценностно-смысловых установок, которая
предусматривает работу в двух направлениях – с подростками, преподавателями и
психологами общеобразовательных школ, содержит различные психолого-
педагогические средства, которые способствуют становлению ценностно-
смысловых установок подростков. Разработано, апробировано и доказано в ходе
формирующего эксперимента эффективность психолого-педагогической программы формирования .
In the thesis which reveals psychological peculiarities of formation of value-
semantic options during adolescence period, defined theoretical approach regarding
highlighting of the problem, the essence of the subject «value-semantic options during
adolescence period», as well as structural-functional peculiarities of value-semantic
options during adolescence period, substantiated the process of formation of value-
semantic options.
Peculiarities of formation of value-semantic options were proved empirically.
Parameters («values-knowledge», «semantic value», «values-stimuli»), were defined, as
well as criteria for formation of value-semantic options (formation of individual system of
values, appropriation of social values, meaningfulness of individual amplitude for
activity), levels (creative and reproductive) and mechanisms (interiorisation, identification
and internalization) of formation of value-semantic options during adolescence period.
The model has been substantiated and the programme for formation of value-
semantic options during adolescence period has been developed. Its efficiency and
relevance have been proved and should be implemented into educational process of
secondary schools.