У дисертації здійснено всебічний аналіз пластичного образу в творчості М.Ю.Лермонтова. Терміном «пластичний» визначається такий тип художнього образу, в якому предметна, зображальна сторона особливим чином підкреслюється автором. Дисертант описує передумови формування на початку XIX століття особливого ставлення до таких характеристик образу, як наочність, предметність, пластичність; досліджує прийоми, за допомогою яких М. Ю. Лермонтов досягає ефекту візуалізації в своїх творах і які дозволяють сприймати описане автором як «картину»; визначає систему детермінант пластичного образу в творчості письменника та здійснює класифікацію таких образів у відповідності до того, які предмети чи явища вони відображають. Особливу увагу приділено вивченню впливу на М.Ю.Лермонтова актуальних на той час ідей матеріальності, «тілесності» слова та думки. Доведено, що окремі пластичні образи виступають провідниками наскрізних мотивів у творчості письменника. Розкриття заявленої теми допомагає з’ясувати літературну позицію М.Ю.Лермонтова щодо питань синтезу мистецтв, специфіки художнього образу.
The comprehensive analysis of figurative image in works of M.Yu.Lermontov is
accomplished in the thesis. A term ‘figurative’ stands for the sort of literature image where
an author especially emphasizes a physical, visual origin of the image.
The candidate for a degree describes prerequisites for the rise of specific attitude to
such parameters of the image as visualization, corporeal existence, figuration at the
beginning of the XIX century; analyzes techniques used by M.Yu.Lermontov to create an
effect of artistic vision in his works which allow a reader to perceive author’s descriptions
as a ‘picture’; defines a system of determinants of figurative image in works of the writer
and classifies the images depending on the objects or phenomena which underlie them.
Particular attention is paid for the investigation of an influence that ideas of material,
‘corporeal’ nature of words and thoughts, which were actual for that time period, exerted
upon works of M.Yu.Lermontov. The thesis proves that some figurative images act as
‘carriers’ of through motives in the works of the writer. On the whole the subject
investigated in the thesis contributes to discovery of creative position of M.Yu. Lermontov
on the problems of synthesis of arts, specific character of literature image.
В диссертации осуществлен всесторонний анализ пластического образа в
творчестве М.Ю.Лермонтова. Термином «пластический» обозначен такой тип
художественного образа, в котором предметное, изобразительное начало особо
подчеркивается автором.
Изучение данной проблемы в истории литературоведения и лермонтоведения
проводилось в рамках различных направлений, что обусловило необходимость
выработки комплексного подхода к определению теоретико-методологической
основы исследования пластического образа. Научную базу диссертации составили
работы о взаимодействии художественных языков различных искусств, об
экфразисе, пространственно-временной организации произведений, специфике
повествования. Описаны историко-литературные предпосылки возникновения в начале XIX
века специфического отношения к таким характеристикам художественного образа,
как наглядность, предметность, изобразительность, пластичность. К ним отнесены:
интерес писателей того времени к вопросам взаимовлияния методов различных
искусств; осознание важности созерцательной позиции человека по отношению к
миру; обсуждение шиллеровского принципа «неприсваивающего» зрения,
признание особой миссии литературы в ее отношении к проблемам невыразимого,
возможности в искусстве преодоления временности бытия и утверждения особой
роли художника-пророка; выработка новых способов художественной
изобразительности, подчеркивающих предметную, чувственную, пластическую
составляющие образа, обусловленная особым вниманием к проблемам
символического стиля и «живописности» описаний в литературе; поиск новых
повествовательных форм, реализуемый в условиях смены литературных стилей;
обозначенное в романтизме специфическое отношение к языку и художественной
речи, способным отразить, запечатлеть зримый, чувственный эквивалент мысли.
Установлено, что один из основных принципов работы М.Ю.Лермонтова с
художественным материалом связан с попытками представить зрительный образ
драматической ситуации. Для этого писателем используется ряд приемов: введение
«рамочной конструкции» (прямое указание автора на то, что описываемые им
реалии следует воспринимать как «картину»); «усложнение рамочной композиции»
(использование писателем таких конструкций, как «сон во сне», «картина в
картине», «роман в романе», демонстрирующих умножение перспектив видения);
«снятие рамок» (данный прием проиллюстрирован мотивом оживающего портрета,
а также примерами толковательного экфрасиса – когда сюжеты картин становятся
объектами догадок и домыслов героев); использование механизмов актуализации
наблюдения и снятия наблюдения.
Изучено, как на уровне поэтической речи М.Ю.Лермонтов, в соответствии с
«требованиями», продиктованными эстетикой его времени, проявляет свое
отношение к идеям пластичности мысли и слова с помощью таких приемов:
подчеркивание «телесности» слова, определение героя как «носителя слова»,
«материализация» слова как проявление фантастического в повествовании,
использование имени героев в качестве определенной «проекции» по отношению к
реальности, игра словом, этимологизация, «визуализация» стихового слова.
Определены основные детерминанты пластических образов, такие как
наличие «пластической идеи», статичность, способность выступать объектами
наблюдения, соотносимость с аналогичными образами в изобразительном
искусстве, способность моделировать определенный вертикальный срез прочтения
лермонтовских произведений. Проанализированы пластические образы, имеющие
аллегорический и символический подтекст, отдельно выделена группа собственно экфрастических описаний, не содержащих в себе
компонента иносказания и являющихся описанием произведений изобразительных
искусств.
Анализ пластических образов, а также приемов их презентации и функций в
текстах М.Ю.Лермонтова позволил определить литературную позицию писателя в
отношении к вопросам взаимовлияния искусств и специфики пластического образа
в литературе.