У дослідженні обґрунтовується прогностична концепція становлення
протягом ХХІ століття цілісної світсистеми на основі трьох провідних
тенденцій, що ведуть до онтологічної, інформаційної і організаційної єдності
процесів і продуктів: мережевого суспільства, інформаційного суспільства і
організованого суспільства в структурі Глобального/Світового суспільства
знань. Виникає якісно нова організаційна структура, що є планетарним
соціальним організмом: її сутність подається як суперечність між Планетарною
особистістю і Світовим суспільством знань, а елементами організаційного
ландшафту є Світове громадянське суспільство, Світова держава і Світовий
37
уряд; її життєдіяльність упорядковується системою саморегуляції, що
забезпечує породження неожиття; на порядок денний буде поставлена
проблема формування Ноосферної особистості і безтілесних колективних
суб’єктів – носіїв чистої соціальності; при цьому дослідження ноосоціогенезу
швидко піднімається на рівень ноокосмогенезу, оскільки планетарна філа життя
поступово оволодіває Ближнім Космосом і тому гостро потребує адекватного
теоретичного пояснення.
В исследовании обосновывается концепция становления в течение
ХХІ века целостной миросистемы на основе трех ведущих тенденций
глобализации и информатизации, которые ведут к онтологическому,
информационному и организационному единству процессов и продуктов:
сетевого общества, информационного общества и организованного общества в
структуре Мирового общества знаний. При этом формируется качественно
новая организационная структура – планетарный социальный организм: ее
сущность подается как противоречие между Планетарной личностью и
Мировым обществом знаний, а элементами организационного ландшафта –
Мировое гражданское общество, Мировое государство и Мировое
правительство. Установлено, что выше упомянутые глобализационные
процессы сливаются в единый процесс трансформационных превращений
миросистемы, в основе которой лежит процесс социального метаболизма и
который обслуживает качественно новый тип организации жизнедеятельности
планетарного сообщества – Мировое общество знаний.
Автор анализирует процесс порождения Планетарной личности с ее
синергическим мышлением, космополитическим мировоззрением и
идеологией, оригинальной интернеткультурой и показывает, что она, новая
личность, нуждается в качественно иных знаниях и новом типе социального
общении с другими личностями. Социальное взаимодействие, в таком случае,
должно быть построено на рационально организованных смыслах.
Далее проанализировано становление Мирового гражданского общества,
которое интегрирует в себе системы транснациональных содружеств и
неправительственных организаций, коллективных глобальных движений,
сетевых групп за интересами, международных профессиональных (научных,
адвокатских, журналистских и др.) ассоциаций, через которые индивиды
достигают социальных и политических договоренностей на уровне всего мира
на основе культивирования во всех сферах существования «субъект-
субъектных отношений».
В исследовании значительное внимание уделено изучению становления
Мирового правительства, которое происходит в ходе жесткой борьбы между
противоборствующими сторонами: с одной стороны – это Тайное Мировое
правительство или «темные силы», к которым отнесены финансисты и
чиновники ведущих капиталистических стран мира, а с другой – Легитимное
Мировое правительство, которое еще только формируется руководством
национальных государств и их наднациональных и межнациональных
образований, например, ООН или ЕС.
Важным результатом поисковой работы есть то, которое удалось
воссоздать процесс самоорганизации Мирового государства как результат
действия потребностей Мирового гражданского общества и исполнительным
органом выступает Мировое правительство. Низкие темпы становления
Мирового государства объясняются явлением социальной гетерохронии.
Социальную реальность в ее новых параметрах общественных процессов,
теперь уже нельзя представить существующей без специфической социальной
структуры, которая формализирует и хранит в целостности потоки вещества,
энергии, и информации. Такой организационной формой является, по замыслу
автора, планетарный социальный организм, который рассматривается им как
специфическая форма неожизни. Питает ее информационный поток, который
состоит из генотипной и фенотипной информации. Жизнедеятельность ее
заключается в органическом взаимодействии генотипа и фенотипа: генотип –
интеграция отдельных личностей в Планетарную личность, а фенотип
представлен в виде автономной информационной сферы планеты – ноосферы.
Перспективным для дальнейшего исследования, кроме порождения
Сначала Планетарной, а затем и Ноосферной личности, есть порождение
оригинального функционального дополнения, которое есть результатом
функционирования социального тела планеты – качественно новое
сверхразумное вещество, которое можно назвать чистой социальной
реальностью. Для объяснения ее носителя предстоит освоить качественно
новый уровень социальной реальности – сверхколлективный. Жизнь
сверхколлективных социальных образований протекает в форме слабого
взаимодействия, которое порождается пульсацией ― бескровных и
коллективных социальных конструкций. Их освоение – есть ключ к
теоретическому пониманию и практическому восприятию нами космической
формы жизни, что зарождается сегодня на нашей планете.
The thesis substantiates the prognostic concept of formation of the integral
world system in the XXI century based on three major tendencies, leading to the
ontological, informational and organizational unity of processes and products:
network society, information society and organized society within the structure of the
Global/World knowledge society. There appears a completely new organizational
structure that is the planetary social organism: its essence is described as a
contradiction between Planetary personality and Global knowledge society, the
components of the organizational landscape are Global civil society, World state and
World government; its functioning is supported by the system of self-regulation,
promoting the generation of neolife; the formation of Noospheric personality and
immaterial collective subjects – carriers of clear sociality – is on the agenda; the
study of noosociogenesis quickly rises to the level of noocosmogenesis, as the
planetary phyle of life gradually reaches Near Space and therefore needs adequate
theoretical explanation.