У дисертації досліджена концептуалізація соціокультурних та
екзистенціальних вимірів освітніх стратегій формування духовності у контексті
інформаційно-високотехнологічного прогресу. Проведено аналіз становлення
концепту «інформаційно-високотехнологічний прогрес» у сучасному
соціогуманітарному знанні, що дозволило розкрити його суперечності й
наслідки у контексті духовного самоствердження молоді та проникнути у
природу високої духовності в проблемному полі філософії освіти і суспільства
на початку ХХІ ст. в епоху інформаційно-високотехнологічної революції і
сформулювати визначення традиційної духовності та новітнє – високої
духовності. Впровадження високої духовності в освітній процес слугуватиме
вирішенню як глобалізаційних викликів, так і проблем вибору життєвих та
освітніх стратегій людства, пошуку нових шляхів цивілізаційного розвитку
людства.
Проаналізовано ключові детермінанти високої духовності молоді епохи
інформаційно-високотехнологічного прогресу. Прояснено аксіологічні та
екологічно-кліматичні аспекти формування відповідальності молоді за
природно-суспільні зміни. Виявлено прогнозні перспективи майбутнього
людства в добу інформаційно-високотехнологічного розвитку цивілізації і, як
наслідок, обґрунтовано потребу становлення ноосферної космічно-орієнтованої
свідомості та світогляду молоді й відповідних освітніх механізмів утвердження
високодуховної картини світу, а також правомірність філософської
концептуалізації ідеального образу людини майбутнього та узагальнено
визначення майбутньої ноосферної космічно-орієнтованої цивілізації. Аналіз
існуючих освітніх стратегій на предмет виховання високої духовності молоді у
контексті інформаційно-високотехнологічного прогресу виявив відсутність
останніх, що зумовило створення принципово нової освітньої стратегії
формування фундаментальних складових високої духовності молоді в епоху
інформаційно-високотехнологічного прогресу, яка базується на категоріях
запропонованої в дисертації ноосферної космічно-орієнтованої педагогіки.
В диссертации исследована концептуализация социокультурных и
экзистенциальных оценок образовательных стратегий формирования
духовности в контексте информационно-высокотехнологического прогресса.
Проведен анализ становления концепта «информационно-
высокотехнологический прогресс» в современном социогуманитарном знании,
который позволил раскрыть его противоречия и следствия в контексте
духовного самоутверждения молодежи, а также проникнуть в природу высокой
духовности молодежи в проблемном поле философии образования и общества в
начале ХХІ ст. в эпоху информационно-высокотехнологической революции и
сформулировать определение традиционной духовности и новейшее – высокой
духовности, которая выражает высочайшую степень освоения человеком своего
внутреннего мира в самом себе и идентификации его в других, а также
отношение к внешнему миру: природе, обществу, познания Вселенной и Бога;
это процесс преодоления своих отрицательных черт и недостатков,
усовершенствование и восхождение личности к высочайшим (божественным)
идеалам и ценностям, а также реализации их на своем жизненном пути; она
включает традиционную духовность как начальную стадию воспитания
молодежи. Внедрение высокой духовности в образовательно-воспитательный
процесс будет способствовать решению как глобализационных вызовов, так и
проблем выбора жизненных и образовательных стратегий человечества, поиска
новых путей цивилизационного развития человечества.
Проанализированы ключевые детерминанты высокой духовности
молодежи эпохи информационно-высокотехнологического прогресса.
Выявлены аксиологические и экологические аспекты формирования
ответственности молодежи за природно-общественные изменения. Обоснованы
прогнозные перспективы будущего человечества на этапе информационно-
высокотехнологического развития цивилизации и, как следствие, потребность
становления ноосферного космически-ориентированного сознания и
мировоззрения молодежи, в пределах которых разумная человеческая
деятельность, наделенная высокодуховными принципами, должна обеспечить
переход нынешней информационно-высокотехнологической биокосмосферы в
космически-ориентированную ноосферу, где симбиоз высокой духовности –
разума – эколого-климатического и космически-ориентированного
мировоззрения человека сыграет важнейшую роль в развитии общества –
природы – Космоса и обеспечит благоприятное разумное сосуществование
информационно-высокотехнологической биокосмосферы и ноосферы.
Обоснованы соответствующие образовательные механизмы утверждения
высокодуховной картины мира, а также правомерность философской
концептуализации идеального образа человека будущего и обобщено
определение будущей ноосферной космически-ориентированной цивилизации.
Анализ существующих образовательных стратегий на предмет
воспитания высокой духовности молодежи в контексте информационно-
высокотехнологического прогресса проявил отсутствие последних, что
обусловило создание принципиально новой образовательной стратегии
формирования фундаментальных детерминант высокой духовности молодежи в
эпоху информационно-высокотехнологического прогресса, которая базируется
на категориях, предложенной в диссертации ноосферной космически-
ориентированной педагогики, образовательные и воспитательные действия
которой направлены на воспитание у молодого поколения нового
всеохватывающего идеального образа личности – высокодуховного
(божественного) человека будущего.
Research of conceptualization sociocultural and existential measurements of
educational strategies formation of spirituality in the context of information-
highlytechnological progress is carried out in the dissertation. Author analyzes
becoming the concept «information-highlytechnological progress» in modern
sociohumanitarian knowledge, which allowed to discover its disagreements and
consequences in the context of spiritual self-affirmation of youth and to get into the
nature of highl spirituality in the field of philosophy of education and a society in the
beginning of ХХІ century during the epoch of information-highlytechnological
revolution and to formulate definition of traditional spirituality and the newest one –
high spirituality. Introduction of high spirituality in educational process will serve the
solution as globalization challenges, as problems of choice vital and educational
strategies of mankind, search of new ways civilization development of mankind.
Key determinants of high spirituality of youth of the epoch of information-
highlytechnological progress are analyzed. Axiological and ecologically-climatic
aspects of formation of the responsibility of youth for natural and public changes are
examined. Prognosis prospects of the future mankind at the stage of information-
highlytechnological development of civilization are discovered, and as consequence,
the need of becoming noosphere space-oriented consciousness and outlook of youth
is determined and corresponding educational mechanisms of the statement of
highlyspiritual picture of the world, and also philosophical conceptualization an ideal
image of the person of the future and definition of the future noosphere space-
oriented civilization are generalized. The analysis of existing educational strategies of
spirituality of youth in the context of information-highlytechnological progress
discovers absence of these ones, that has caused creation of essentially new
educational strategy of formation fundamental determinant of high spirituality of
youth during the epoch of information-highlytechnological progress, which is based
on categories of noosphere space-oriented pedagogics offered in thedissertation.