У дисертаційному дослідженні актуалізовано проблему формування
артистичних умінь у молодших школярів на уроках музичного мистецтва.
Означений психолого-педагогічний феномен трактується як не вроджена, а
набута універсальна система дій, спрямованих на переконливе підсилення
передачі інформації слухачам перевтіленням в уявний емоційно-змістовий
образ музичного твору й застосуванням невимушених, емоційно-насичених,
природно-пластичних, граційно-вишуканих комунікативних та регулятивних
сценічних рухів. В роботі класифіковано артистичні уміння молодших
школярів і висвітлено специфічні риси, властиві кожному їх виду. Визначено
критерії, показники та рівні сформованості означеного феномену. Розроблено
цілісну організаційно-методичну модель формування артистичних умінь у
молодших школярів на уроках музичного мистецтва. Обґрунтовано три блоки
алгоритмічних положень методики цілеспрямованого формування артистичних
умінь у молодших школярів на уроках музичного мистецтва, де перший блок
забезпечує підвищення «гостроти» сприймання бажаного емоційно-змістового
образу музичного твору та прагнення перевтілюватись у нього, другий –
адекватне миттєве перевтілення у новостворений образ з застосуванням
комунікативних та регулятивних сценічних рухів, а третій – інсценізацію
виконавської діяльності та максимальний прояв самопрезентації спрямованої на
переконливе підсилення передачі інформації слухачам. Висвітлено результати
експериментальної перевірки ефективності авторської методики формування
артистичних умінь у молодших школярів на уроках музичного мистецтва.
В диссертационном исследовании актуализирована проблема
формирования артистических умений у младших школьников на уроках
музыкального искусства. Обозначенный психолого-педагогический феномен
трактуется как не врожденная, а приобретенная универсальная система
действий, направленных на убедительное усиление передачи информации
слушателям перевоплощением в воображаемый эмоционально-содержательный
образ музыкального произведения и применением непринужденных,
эмоционально-насыщенных, естественно-пластических, грациозно-изысканных
коммуникативных и регулятивных сценических движений. В работе
классифицированы артистические умения младших школьников и раскрыты
специфические черты, присущие каждому их виду. Определены критерии,
показатели и уровни сформированности обозначенного феномена. Разработана
целостная организационно-методическая модель формирования артистических
умений у младших школьников на уроках музыкального искусства.
Обоснованы три блока алгоритмических положений методики
целенаправленного формирования артистических умений у младших
школьников на уроках музыкального искусства, где первый блок обеспечивает
повышение «остроты» восприятия желаемого эмоционально-смыслового образа
музыкального произведения и стремление перевоплощаться в него, второй –
адекватное мгновенное перевоплощение в создаваемый образ с применением
коммуникативных и регулятивных сценических движений, а третий –
инсценизацию исполнительской деятельности и максимальное проявление
самопрезентации, направленной на убедительное усиление передачи
информации слушателям. Освещены результаты экспериментальной проверки
эффективности авторской методики формирования артистических умений у
младших школьников на уроках музыкального искусства.
The problem of formation of junior schoolchildren’s artistic abilities on the
lessons of musical art is actualized in this dissertation. The investigated psycho-
pedagogical phenomenon is treated as not innate, but acquired universal system of
actions, aimed at the convincing amplification of information transmission to
listeners owing to reincarnation into an emotionally semantic image of the piece of
music and using unconstrained, emotionally-saturated, naturally-plastic, graceful-
exquisite communicative and regulatory scenic movements. The artistic abilities of
junior schoolchildren are classified and the specific features inherent in each of their
types are revealed. The criteria, indicators and levels of formation of the investigated
phenomenon are defined. The holistic organizational and methodological model of
formation of the junior schoolchildren's artistic abilities on the lessons of musical art
is elaborated. Three blocks of algorithmic approaches of methodology of formation
of junior schoolchildren’s artistic abilities on the lessons of musical art are justified.
The first block provides an increase in "acuteness" of perception of the desired
emotionally-semantic image of the piece of music and the aspiration to be
reincarnated as him. The second block provides adequate an instant reincarnation into
the created image with using the communicative and regulatory scenic movements.
The third block provides the dramatization of performing activity and the maximum
manifestation of self-presentation, which aimed at the convincing amplification of
information transmission to listeners. The results of experimental verification of
effectiveness of the elaborated methodology of purposeful formation of junior
schoolchildren’s artistic abilities on the lessons of musical art are shown.