У дисертації визначено та обґрунтовано педагогічні умови, що
забезпечують розвиток інтелектуальних умінь студентів аграрних університетів
у процесі навчання математичних дисциплін; встановлено структуру
інтелектуальних умінь студентів-аграріїв, що відповідає трьом основним
етапам мислення та визначає базові інтелектуальні уміння; удосконалено
методику розвитку інтелектуальних умінь студентів у процесі вивчення
математичних дисциплін на основі дотримання основних етапів формування
способів інтелектуальної діяльності; експериментально перевірено дієвість та
ефективність розробленої методики.
Результати дослідження можуть бути використані для організації навчання
математичних дисциплін в аграрних університетах.
В диссертации: определены и обоснованы педагогические условия,
обеспечивающие развитие интеллектуальных умений студентов аграрных
университетов в процессе обучения математическим дисциплинам;
установлена структура интеллектуальных умений студентов-аграриев, что
соответствует трем основным этапам мышления и определяет базовые
интеллектуальные умения; усовершенствована методика развития
интеллектуальных умений студентов в процессе изучения математических
дисциплин на основе соблюдения основных этапов формирования способов
интеллектуальной деятельности; экспериментально проверено действенность и
эффективность разработанной методики.
Изучение математики является средством развития интеллектуальных
умений, поскольку влияет на формирование интеллектуальных, личностных и
профессиональных качеств будущего специалиста, которые помогут ему
самореализоваться. С помощью математики можно развивать и волевые
качества личности, умение преодолевать трудности. Организуя обучение в
университете, нужно учитывать возраст студентов и знать закономерности
развития в них психологических процессов, а также психические особенности
студентов. Использование сведений, полученных при изучении
физиологических и психологических особенностей молодежи, делает
возможность совершенствования процесса развития интеллектуальных умений
студентов-аграриев в процессе изучения математических дисциплин.
Анализ психолого-педагогической литературы и собственный опыт
работы сделали возможным осуществления систематизации интеллектуальных
умений студентов аграриев, которые целесообразно развивать в процессе
обучения предметов математического цикла и структурирования
интеллектуальных умений студентов-аграриев на основе трех основных этапов
мышления:
1. Восприятие и осмысление данных (анализ и синтез, выделение
главного; сравнение, определение и объяснение понятия).
2. Трансформация знаний, умений и навыков (обобщение и
систематизация; конкретизация; доказательства).
3. Получение и реализация творческих умений (моделирование;
прогнозирование).
Обучение математике является необходимым этапом на пути
формирования готовности к будущей профессиональной деятельности.
Математика, более чем другие дисциплины, способна помочь в формировании
умений проводить обоснованные, последовательные, непротиворечивые
суждения, высказываться четко, кратко, убедительно, что безусловно
способствует развитию мышления. Она относится к наукам, что является
теоретической основой для дальнейшего изучения специальных дисциплин
будущими специалистами аграрного производства высшей квалификации,
будут работать в различных отраслях растениеводства, животноводства,
ветеринарии, механизации сельского хозяйства. Для подготовки
высококвалифицированных специалистов аграрного сектора,
конкурентоспособных на мировом рынке труда, для хозяйственной
деятельности и науки, необходимо обеспечить надлежащий уровень
математической подготовки студентов.
Вследствие проведенного исследования установлено, что, несмотря на
выбранную специальность, студенты высших аграрных учебных заведений
склоняются к мнению, согласно которому в дальнейшей профессиональной
деятельности работника аграрного сектора первоочередными
интеллектуальными умениями является умение анализировать информацию и
выделять в ней главное. Выделенные интеллектуальные умения формируются
и развиваются в процессе освоения учебной дисциплины
«Высшая математика».
В результате изучения результатов эксперимента было установлено, что
прирост интеллектуальных умений студентов, которые учились по авторской
методике, значительно преувеличивал прирост умений студентов, обучавшихся
традиционным образом. Выполнены расчеты позволяют утверждать, что
среднестатистический уровень IQ испытуемых после его проведения был
статистически значимо больше по сравнению с началом эксперимента. Кроме
того, мы установили, что доля студентов со средним IQ статистически
значимое увеличилась за счет уменьшения студентов с низкой нормой
развития интеллектуальных способностей.
Такой результат доказывает эффективность предложенной авторской
методики развития интеллектуальных способностей студентов высших
аграрных университетов.
Результаты исследования могут быть использованы для организации
обучения математическим дисциплинам в аграрных университетах.
The thesis determined and proved pedagogical conditions that provide the
students of agricultural universities intellectual skills development with mathematical
subjects teaching; the structure of agricultural universities students intellectual skills
is established. It consists of three main stages of thinking process and defines basic
intellectual skills. The technique of students intellectual skills development is
improved with learning mathematical subjects on the base of maintaining major
stages of students intelligence development. The effectiveness of the suggested
methods had been confirmed during experimental teaching.
The results of scientific research have theoretical importance and practical
value. They should have practical application in agricultural universities in order to
organize mathematical subjects teaching effectively.