У дисертації запропоновано методику формування інформатичних
компетентостей у майбутніх правознавців. У роботі проаналізовано психолого-педагогічну, науково-методичну та
навчальну літературу з проблеми дослідження; нормативно-правові документи;
узагальнено педагогічний досвід щодо впровадження у навчальний процес ВНЗ
юридичного профілю сучасних інформаційно-комунікаційних технологій; уточнено
зміст інформатичних компетентностей майбутніх правознавців; з’ясовано, що на
формування інформатичних компетентностей у майбутніх правознавців впливають:
поєднання традиційних та особистісно-орієнтованих методів навчання; реалізація
міжпредметних зв’язків; використання сучасних засобів навчання. Методика
формування інформатичних компетентностей у майбутніх правознавців включає:
мету та рівень сформованості інформатичних компетентностей в процесі навчання
ІКТ; принципи та стратегію формування інформатичних компетентностей; способи,
форми, методи, засоби в процесі навчання ІКТ; реалізацію міжпредметних зв’язків
курсу «Сучасні інформаційні технології» з фаховими дисциплінами юридичного
профілю. З’ясовано, що методика формування інформатичних компетентностей
майбутніх правознавців базується на методиці навчання інформаційних технологій у
процесі навчання курсу «Сучасні інформаційні технології». Охарактеризовано
окремі компоненти методики навчання сучасних інформаційних технологій
майбутніх правознавців, а саме зміст навчального матеріалу, методи, засоби та
форми навчання.
На підставі проведеного дослідження обґрунтовано, що рівень сформованості
навчальних досягнень у галузі інформаційно-комунікаційних технологій майбутніх
правознавців не відповідає повною мірою вимогам сьогодення у зв’язку з стрімким
розвитком сучасних інформаційних технологій (наприклад, збільшується кількість
спеціалізованого програмного забезпечення, а також, на зміну стаціонарним
комп’ютерам прийшли нетбуки та ґаджети). Експериментально перевірено
доцільність та ефективність розробленої методики формування інформатичних
компетентностей у майбутніх правознавців.
В диссертации предложена методика формирования информатических
компетентостей у будущих юристов.
На основании проведенного исследования можно сделать вывод о том, что
уровень сформированности знаний в сфере информационно-коммуникационных
технологий будущих юристов не соответствует в полной мере требованиям рынка
труда, в связи со стремительным развитием современных информационных
технологий (а именно, увеличивается количество специализированного
программного обеспечения, а также, на смену стационарным компьютерам приходят нетбуки и гаджеты). В первом разделе проанализированы вопросы изученности исследуемой
проблемы в научно-методической, психолого-педагогической и учебной литературе,
освещена специфика учебного процесса подготовки будущих юристов в контексте
формирования информатических компетентностей, проведен анализ современного
состояния внедрения компетентностного подхода в процессе обучения современным
информационным технологиям будущих юристов в высшей школе. Определены
роль и место информатических компетентностей у будущих юристов в системе
подготовки специалистов в области правоведения. Рассмотрены понятия:
«компетентностный подход», «компетентность», «информатические
компетентности будущего юриста». Выделены по структуре компоненты
информатических компетентностей у будущих юристов. Информатические
компетентности будущего юриста рассматриваются, как способность применять
полученные знания, умения и навыки в области владения информационными
технологиями, связанными с умениями студентов решать профессиональные задачи
и использовать информационно-комуникационные технологии в повседневной
жизни, а также для профессионального развития.
Во втором разделе рассмотрены: основные компоненты методики
формирования информатических компетентностей у будущих юристов в процессе
обучения современным информационным технологиям; содержание курса
«Современные информационные технологии» для будущих юристов; определены
уровни сформированности информатических компетентностей студентов в процессе
обучения курса «Современные информационные технологии»; формы контроля и
оценивания уровня сформированности информатических компетентностей будущих
юристов.
Методика формирования информатических компетентностей у будущих
юристов включает: цель и уровни сформированности информатических
компетентностей в процессе обучения информационно-комуникационным
технологиям; принципы формирования информатических компетентностей
студентов; стратегию формирования информатических компетентностей; способы,
формы, методы, средства, которые используют в процессе обучения
информационно-комуникационным технологиям; реализацию межпредметных
связей курса «Современные информационные технологии» с профессиональными
дисциплинами юридического профиля.
В третьем разделе экспериментально проверено целесообразность и
эффективность разработанной методики формирования информатических
компетентностей у будущих юристов. Проведенный педагогический эксперимент
показал эффективность предложенной методики, а именно применение
разработанной методики формирования информатических компетентностей
будущих юристов способствует овладению студентами навыками работы с
современными информационно-коммуникационными технологиями,
интенсификации учебно-познавательной деятельности студентов; повышает уровень
информационной культуры; позволяет улучшить профессиональную подготовку
студентов, сформировать навыки индивидуальной, самостоятельной деятельности и
обучения в течение всей жизни.
Methods of forming information technology competences of future lawyers have
been proposed in the dissertation.
Psychological and pedagogical, scientific and methodical and study materials on the
researched problem as well as normative legal documents have been analyzed;
pedagogical experience concerning introduction of modern information and
communication technologies into learning process of Higher educational establishments of
legal type has been generalized. The content of information technology competences of
future lawyers has been specified. It has been found out that combination of traditional and
personally orientated methods of teaching, implementation of intersubject relationships,
use of modern educational means influence the formation of information technology
competences of future lawyers. The methods of forming information technology
competences of future lawyers include: the purpose and the level of forming information
technology competences of future lawyers in the course of study ICT; principles and
strategy of formation of information technology competences of future lawyers; ways,
forms, methods, means in the study of ICT; implementation of intersubject relationships of
the course «Modern information technologies» with professional subjects of legal type. It
has been ascertained that the methods of forming information technology competences of
future lawyers are based on the methods of teaching information technologies in the
course «Modern information technologies». Certain components of methods of teaching
modern information technologies of future lawyers: namely contents of educational
material, methods, means and forms of teaching have been described.
On the results of done research it has been substantiated that the basis of the
formation of learning achievements in the sphere of information and communication
technologies of future lawyers doesn’t fully correspond to the present requirements
because of rapid development of modern information technologies (e. g. the amount of
specialized software is growing, and gadgets and netbooks have come to replace stationary
computers). Expediency and efficiency of the developed methods of forming information
technology competences of future lawyers have been experimentally tested.