Дисертаційне дослідження присвячено проблемі підготовки майбутніх учителів
початкових класів до самоосвітньої діяльності з урахуванням вимог
компетентнісного підходу у вищому педагогічному навчальному закладі.
Здійснено аналіз теоретичних підходів до проблеми підготовки майбутніх учителів
початкових класів до самоосвітньої діяльності. Уточнено сутність поняття «самоосвітня
діяльність майбутніх учителів початкових класів», «підготовленість до самоосвітньої
діяльності». Обґрунтовано структуру самоосвітньої діяльності майбутнього
вчителя початкових класів, розроблено та експериментально перевірено модель
підготовки майбутніх учителів початкових класів до самоосвітньої діяльності,
виявлено критерії та рівні підготовленості майбутніх учителів початкових класів
до самоосвітньої діяльності. Визначено організаційно-педагогічні умови та
надано практичні рекомендації щодо реалізації моделі підготовки майбутніх учителів
початкових класів до самоосвітньої діяльності у практику діяльності вищих
педагогічних навчальних закладів.
Диссертационное исследование посвящено проблеме подготовки будущих
учителей начальных классов к самообразовательной деятельности с учетом
требований компетентностного похода в высшем учебном заведении. Уточнена
сущность понятий «самообразовательная деятельность будущих учителей начальных
классов», «подготовка будущих учителей начальных классов к
самообразовательной деятельности», «психолого-педагогический механизм
самообразовательной деятельности», «подготовленность к самообразовательной
деятельности». Осуществлен анализ теоретических подходов к проблеме подготовки
будущих учителей начальных классов к самообразовательной деятельности.
Разработана и научно обоснована модель подготовки будущих учителей начальных
классов к самообразовательной деятельности как динамическая и открытая
система, которая тесно взаимосвязана с внешней средой, соответствует
потребностям будущего учителя и дает возможность постоянно совершенствовать
методы и технологии обучения и воспитания. Определены основные блоки модели:
целевой, содержательный, операционно-обеспечивающий, контрольно-оценочный.
Сформулированы рекомендации по подготовке будущего учителя начальных классов
к самообразовательной деятельности. Доказано, что модель подготовки будущих
учителей начальных классов к самообразовательной деятельности реализуется с
учетом организационно-педагогических условий как совокупности объективных
возможностей, обеспечивающих успешное решение поставленных задач. Определены
основные организационно-педагогические условия и разработаны практические
рекомендации по реализации модели подготовки будущих учителей начальных
классов к самообразовательной деятельности.
На основе анализа научной литературы и практики подготовки будущих
учителей начальных классов к самообразовательной деятельности в высшем
педагогическом учебном заведении была разработана структура
самообразовательной деятельности с учетом деятельностного подхода. Доказано,
что эта деятельность проявляется в тех действиях, которые составляют ее
механизм. Одним из основных элементов данной структуры был определен
психолого-педагогический механизм самообразовательной деятельности, который
являет собой совокупность действий, соответствующих средств, методов и
условий, которые определяют возможность, эффективность самообразовательной
деятельности и имеет две стороны – внешнюю – самоуправление, и внутреннюю –
саморегуляцию.
Описана методика подготовки будущих учителей начальных классов к
самообразовательной деятельности по разработанной программе спецкурса. Определены
критерии и уровни подготовленности будущих учителей начальных классов к
самообразовательной деятельности.
Результаты педагогического эксперимента подтвердили эффективность
разработанной модели подготовки будущих учителей начальных классов к
самообразовательной деятельности и возможность ее внедрения в учебно-
воспитательный процесс высших учебных заведений.
The thesis is focused on the problems of the training of future primary school teachers
to self-education activities to meet the requirements of competency based approach in
higher pedagogical university. The essence of the concept of "self-educational activity
of future primary school teachers" is clarified. The analysis of the theoretical approaches
to the problem of training of future primary school teachers to self-educational activity
is done. A model of training of future primary school teachers to self-educational
activity as a dynamic and open system has been of teachers and provides an opportunity
to continually improve methods and techniques of training and education. The main
blocks of the model are: target, substantive block, operational and providing block,
evaluation and controlling block. Recommendations on the training of the future
primary school teachers to self-educational activity are developed. The model of future
primary school teachers training to self-educational activity is implemented in view of
the organizational and teaching conditions as a set of objective possibilities, ensuring
the successful solution of tasks. The organizational and pedagogical conditions and
practical recommendations for the implementation of the model of training of future
primary school teachers to self-educational activity are developed.
Based on the analysis of the scientific literature and practice of future primary
school teachers training of to self-education activity in higher educational
establishments the structure of self-educational activity based on the activity approach
has been developed. We prove that this activity is manifested in the actions that make
up its mechanism. One of the main elements of this structure has been defined as a
psychological mechanism of self-teaching activities, which is asset of actions
corresponding to the means, methods and conditions that define the ability, efficiency
and self-education activity, and it has two sides–the external–self-government, and the
internal – self-regulation.
A method for the training of the future primary school teachers to self-educational
activities is designed in a special course program. Practical recommendations for the
implementation of the model of training of the future primary school teachers to self-
educational activities are done.
The results of the pedagogical experiment confirm the statement set out in the hypo
thesis and are the basis for the conclusion: readiness of the future primary school
teachers becomes positive in the case of provided specially organized training and the
creation of organizational and pedagogical conditions according to the model developed
and a special course implemented in higher educational institutions.