У дисертації досліджено роль курсу класичної механіки дисципліни
«Теоретична фізика» в системі підготовки студентів математичних спеціальностей
педагогічних університетів. Вперше теоретично обґрунтовано, розроблено та
апробовано методику навчання курсу класичної механіки дисципліни «Теоретична
фізика» майбутніх учителів математики з використанням інтернет-технологій. На
базі широкого спектру програмних продуктів створено інтернет-адаптоване
навчально-методичне забезпечення процесу навчання курсу класичної механіки
дисципліни «Теоретична фізика», яке дозволяє поєднувати як традиційні, так і
дистанційні форми навчання.
У рамках дисертаційного дослідження удосконалено методику навчання курсу
класичної механіки дисципліни «Теоретична фізика» для студентів математичних
спеціальностей педагогічних університетів, а також подальшого розвитку набули
дидактичні умови застосування інтернет-технологій у навчальному процесі вищої
школи та інтерактивні технології навчання.
Створено мультимедійний навчально-методичний комплекс з курсу класичної
механіки дисципліни «Теоретична фізика», заснований на використанні інтернет-
технологій. Проведено аналіз існуючих інструментів для виготовлення навчального
електронного контенту і запропоновано технічні рішення розв’язання ряду
педагогічних задач. Розроблено методичні елементи забезпечення курсу класичної
механіки дисципліни «Теоретична фізика» для студентів математичних
спеціальностей педагогічних університетів. Запропоновано методику використання
інтернет-адаптованих електронних засобів навчання в процесі самостійної роботи
студентів та методику застосування інтерактивних навчальних засобів у процесі
вивчення алгоритмів розв’язання типових задач.
Проанализировано психолого-педагогическую, научно-методическую
литературу по теме исследования; определена роль курса классической механики
дисциплины «Теоретическая физика» в формировании профессиональных
компетентностей будущих учителей математики.
Рассмотрены терминологические проблемы разграничения категорий
«компетентность» и «компетенция» будущего учителя математики, в том числе те,
которые формируются в процессе обучения курса классической механики
дисциплины «Теоретическая физика».
Исследовано, что роль курса классической механики дисциплины
«Теоретическая физика» наибольшую роль в системе подготовки студентов
математических специальностей педагогических университетов основной мерой имеет на уровне профессионально-деятельностного компонента в группе
предметных компетенций и реализуется в типе деятельности – математическое
моделирование естественных, технических, экономических и социальных явлений и
процессов.
Установлено, что данная дисциплина в значительной степени формирует связь
теоретических абстрактных математических знаний с реальными физическими
процессами и практическими задачами, возникающими в процессе
профессиональной деятельности. Было обнаружено проблемы, которые снижают
эффективность изучения курса классической механики дисциплины «Теоретическая
физика» студентами математических специальностей. Основными среди таких
проблем является отсутствие на первых курсах обучения в университете дисциплин
физического цикла, а также значительный временной разрыв между
университетским курсом классической механики дисциплины «Теоретическая
физика»и школьным курсом физики, на основание которого должны формироваться
базовые знания студентов в области физики, необходимые для изучения
теоретической механики, негативно влияет на качество усвоения учебного
материала. Отмечено отсутствие комплексного украиноязычного учебно-
методического обеспечения, основанного на использовании современных
информационно-коммуникационных технологий. Показано, что для преодоления
вышеупомянутых проблем важное значение имеет эффективная организация
самостоятельной работы студентов.
В диссертации были исследованы роль курса классической механики
дисциплины «Теоретическая физика» в системе подготовки студентов
математических специальностей педагогических университетов. Впервые
теоретически обоснована, разработана и апробирована методика обучения курса
классической механики дисциплины «Теоретическая физика» будущих учителей
математики с использованием интернет-технологий. На базе широкого спектра
программных продуктов создано интернет-адаптированное учебно-методическое
обеспечение процесса обучения курса классической механики дисциплины
«Теоретическая физика», которое позволяет сочетать как традиционные, так и
дистанционные формы обучения.
В рамках исследования была усовершенствована методика обучения курса
классической механики дисциплины «Теоретическая физика» для студентов
математических специальностей педагогических университетов, а также получили
дальнейшее развитие дидактические условия применения интернет-технологий в
учебном процессе в высшем образовании и интерактивные технологии обучения.
Создан мультимедийный учебно-методический комплекс по курсу
классической механики дисциплины «Теоретическая физика», основанный на
использовании интернет-технологий. Проведен анализ существующих
инструментов для изготовления учебного электронного контента и предложено
технические решения ряда педагогических задач. Разработаны методические
элементы обеспечения курса классической механики дисциплины «Теоретическая
физика» для студентов математических специальностей педагогических
университетов. Предложена методика использования интернет-адаптированных электронных средств обучения в процессе самостоятельной работы студентов и
методика использования интерактивных учебных средств в процессе изучения
алгоритмов решения типических задач.
В результате проведения педагогического эксперимента доказано, что
использование разработанного мультимедийного учебно-методического комплекса с
курса классической механики дисциплины «Теоретическая физика» осуществляет
статистически значимое влияние на рост уровня освоения студентами курса
классической механики дисциплины «Теоретическая физика».
The thesis investigated the role of theoretical mechanics discipline in the system of
mathematical skills of students of pedagogical universities. For the first time theoretically
proved developed and tested teaching methods of theoretical mechanics the future teachers
of mathematics using Internet technologies. Created online learning resources for learning
process of theoretical mechanics, which allows you to combine both traditional and
distance learning.
As part of the research were improved teaching methods of theoretical mechanics
for students of mathematical specialties pedagogical universities and further development
of educational conditions acquired for the use of Internet technologies in the educational
process in higher education and interactive learning technologies.
A multimedia educational methodical complex of theoretical mechanics created
based on the use of Internet technologies. The analysis of existing educational tools
conducted for making electronic content and technical solutions proposed to address a
number of educational problems. Methodical element of the course of theoretical
mechanics for students of mathematical specialties pedagogical universities developed.
The method developed of using the Internet tailored e-learning in the students' self-
dependent work and methods of interactive training tools in the study of algorithms for
solving typical problems.