Дисертація присвячена вивченню науково-педагогічної спадщини
Є. Соботович, її професійних здобутків, ідей, організаційно-координаційної
діяльності та випливу здобутків ученої для розвитку вітчизняної логопедії.
Визначені провідні чинники у становленні Є. Соботович як видатного
вченого. За розробленими критеріями аналізу життєвого та творчого шляху
Є. Соботович виділені та описані періоди життєвого та творчого шляхів
вченої.
Визначено основні наукові доробки Є. Соботовичта її внесок у
розвиток теорії та практики логопедії: дослідження недорікуватості та
системного недорозвитку мовлення первинного та вторинного ґенезу;
розробка психолінгвістичного підходу до вивчення проблем онтогенезу
дитячого мовлення, проблеми мовленнєвої підготовки до школи, порушень
писемного мовлення; розробка методичних підходів до змісту логопедичної
допомоги дітям дошкільного віку з різними порушеннями мовлення;
діяльність вченої у створенні та розвитку системи спеціальної освіти для
дітей з психофізичними порушеннями.
Диссертация посвящена изучению научно-педагогического наследия
Е. Соботович, ее профессиональным достижениям, идеям, общественной
деятельности и значению исследований ученой для развития логопедии.
Для анализа библиографических данных, жизненного пути и
профессиональной деятельности были использованы следующие критерии:
социально-политическая ситуация в стране; смена места проживания;
профессиональный статус; смена научного статуса; места работы; семейный
статус; ведущие направления деятельности на разных этапах жизни ученой;
эволюция научных взглядов Е. Соботович; объем и содержание научно-
педагогического наследия.
Опираясь на выделенные критерии, обозначено и охарактеризовано
периоды жизненного и творческого пути ученой:
I период – детские года (1935 – 1953 гг.);
II период – годы юности и получения образования (1953 – 1962 гг.);
III период – период получения практического профессионального
опыта (1962 – 1967 гг.);
IV – начало научно-педагогической деятельностиь (1967 – 1970 гг.);
V – переезд в г. Киев и последующий профессиональный рост (1970 –
1994 гг.);
VI – переход от научно-педагогической к научной деятельности (1994 –
2007 гг.).
Выделены предпосылки становлення Е. Соботович как выдающегося
ученого и педагога: влияние семьи; личный пример родителей; работа
матери, которая заинтересовала ученую дефектологией; пример мужа, а
именно его любовь к науке и научные достижения; влияние интересов
учителей Евгении Федоровны – ведущих специалистов в отрасли
психоневрологии, нейрофизиологии, лингвистики, логопеди, коррекционной
педагогики.
В диссертации определены основные научные труды ученой, важные
для современной отечественной логопедии. Отмечен вклад Е. Соботович в
теорию и практику логопедии, который касается таких аспектов:
- исследования косноязычия;
- системного недоразвития речи у детей;
- психолингвистического подхода, а именно проблемы онтогенеза,
проблемы речевой подготовки к школе, исследования письменной речи и
разработки методических подходов к содержанию логопедической помощи
детям дошкольного возраста с различными нарушениями речи;
- деятельности ученой в создании системы и развитии
специального образования для детей с психофизическими нарушениями.
Доказана актуальность основных научных интересов ученой,
аргументирована их важность для современной национальной системы
специального образования Украины.
Определено влияние научно-педагогических идей Е. Соботович на
формирование круга научных интересов представителей ее научной школы.
The thesis deals with the studying of scientific-pedagogical heritage of
E. Sobotovich. There were highlighted: the scientist’s professional achievements,
ideas, organizational-coordination activity. There are also described their
importance and meaning for the development of special education.
Due to the analysis of archive documents, literature resources, scientific
manuscripts, surveys of colleagues and pupils, we have determined key factors of
formation of E. Sobotovich as the prominent scientist. Basing on the specified
criteria in our research work, we have justified and described periods of life and
creative work of E. Sobotovich.
Within the dissertation research, there were defined main scientific
achievements. They are important and essential for the modern national speech-
language pathology. Contribution of E. Sobotovich into the theory and practice of
speech-language pathology deals with such aspects: research of inarticulateness;
systematic underdevelopment of speech (of first and second genesis). It also deals
with psychological-linguistic approach, problem of the ontogenesis; problems of
speech-language training to school; research of written speech; development of
methodic approaches to the content of speech-language therapeutic help for
children of preschool age with different speech-language disorders; activity of the
scientist connected with the creation and development of educational system for
children with speech-language disorders.
There are collected all scientific research works of the scientist. Thus, we
have created the bibliographical index of works, written by E. Sobotovich. There
also has been published the collection of selected works.