У роботі побудована й науково обґрунтована методика навчання інформатики
учнів професійно-технічних навчальних закладів в умовах інклюзії.
Охарактеризовано цілі навчання, зміст, методи, засоби та організаційні форми
навчання інформатики в умовах інклюзії. Розглянуто способи налаштування
операційної системи та подано класифікацію спеціального програмного
забезпечення відповідно до потреб учня з особливими потребами.
Основними напрямками авторської методики є адаптація традиційних методів
та засобів навчання інформатики, що враховують наявність у класах учнів з
особливими потребами; розвиток та формування компенсаторно-
пристосувальницьких компетентностей учнів з вадами зору, учнів з вадами слуху та
учнів з вадами опорно-рухового апарату; створення електронних навчальних
посібників з інформатики для учнів професійно-технічних навчальних закладів, що
враховують індивідуальні особливості сприйняття інформації учнями з вадами
здоров'я; налаштування робочих місць вчителя та учня ПТНЗ з особливими
потребами.
В диссертации представлена теоретически и экспериментально обоснованная
методика обучения информатике учащихся профессионально-технических учебных
заведений в условиях инклюзии.
В первом разделе диссертации проанализировано состояние инклюзивного
обучения, приведена классификация учащихся с особыми потребностями и
выявлено комплекс компьютерных компенсаторно-приспособительных условий для
обеспечения инклюзивного обучения учащихся с особыми потребностями в ПТУЗ.
Для осуществления качественного обучения учащихся с особыми
потребностями мы предлагаем формировать компенсаторно-приспособительные
компетентности в условиях создания индивидуального рабочего места ученика:
ознакомить ученика с различными способами управления ПК, научить применять
специальные настройки персонального компьютера и устанавливать программное
обеспечение в зависимости от особенностей ученика.
Понятие «компенсаторно-приспособительных компетентностей» включает
развитие компенсаторных свойств организма ученика с проблемами здоровья во
время работы с ПК для приспособления к выполнению различных задач,
приобретения знаний, умений и навыков в процессе обучения информатике.
Во втором разделе осуществлена классификация и разработана методика
использования технических средств и программного обеспечения для
сопровождения обучения информатике учителям и учащихся ПТУЗ с нарушениями
зрения, слуха и с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
Методика обучения информатике учащихся профессионально-технических
учебных заведений в условиях инклюзии включает такие компоненты: 1) адаптация
и создание учебных материалов по информатике (учитывая индивидуальные
особенности восприятия данных в зависимости от проблемы здоровья ученика); 2)
настройки рабочего места учителя (установки программы для сетевого доступа,
дистанционная поддержка обучения); 3) настройка рабочего места ученика с
особыми потребностями (установка специальных программ, настройка
операционной системы);
В ходе исследования были разработаны и апробированы электронные учебные
пособия по информатике для учащихся ПТУЗ, а именно: «Основы работы с
персональным компьютером», «Текстовый процессор», «Электронные таблицы»,
«Основы работы с базами данных». В учебных пособиях учитываются возможности
индивидуальных настроек учащимися с нарушениями зрения, учащимися с
нарушениями слуха и учащимися с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
Также получены свидетельства Государственной службы интеллектуальной
собственности Украины о регистрации авторского права на эти электронные
пособия. Методическим советом Министерства социальной политики Украины
были утверждены учебные пособия «Электронные таблицы Microsoft Excel» и
«Электронные базы данных».
Разработан учебный сайт «Виртуальный кабинет информатики» и методику
его использования в обучении информатике учащихся ПТУЗ с учетом наличия в
группе учащихся с проблемами здоровья.
Для организации рабочего места ученика с проблемами здоровья используем
специальные программы, которые позволяют выполнять практические задания,
читать и прослушивать, вводить и редактировать тексты, работать в сети Интернет.
Результаты педагогического эксперимента подтвердили наше предположение
о том, что значительно повышается качество и скорость выполнения практических
заданий по информатике учащимися ПТУЗ с проблемами здоровья, если развивать у
них компенсаторно-приспособительные компетентности.
Изучение информатики с использованием адаптированных и разработанных
электронных пособий, с учетом индивидуальных потребностей ученика с
нарушениями зрения, учащихся с нарушениями слуха и учащихся с нарушениями
опорно-двигательного аппарата, позволяет формировать систему знаний, умений и
навыков по предмету.
Экспериментально проверено, что применение авторской методики обучения
информатике учащихся ПТУЗ в условиях инклюзии способствует повышению
уровня знаний, умений и навыков в процессе обучения информатике. Это дает
основания утверждать ее эффективность в процессе обучения информатике
учащихся ПТУЗ в условиях инклюзивного образования.
The work is based and scientifically proven methods of teaching computer science
students vocational schools in terms of inclusion. The main direction of construction of the
author's methodology is to develop compensatory adaptation competencies of students
with visual disabilities, students with hearing disabilities and students with disabilities
musculoskeletal, adapting traditional teaching informatics and creation of electronic
educational software based individual characteristics of students with disabilities,
workstation setup teacher and student vocational schools with special needs.