Цифровий репозитарій
Українського державного університету
імені Михайла Драгоманова

Формування уявлень про майбутню сім'ю у розумово відсталих підлітків

ISSN: 2310-8290

Показати скорочений опис матеріалу

dc.contributor.author Іваненко, Аліна Сергіївна
dc.date.accessioned 2017-05-29T10:42:42Z
dc.date.available 2017-05-29T10:42:42Z
dc.date.issued 2016
dc.identifier.citation Іваненко, Аліна Сергіївна Формування уявлень про майбутню сім'ю у розумово відсталих підлітків : автореферат дис. ... канд. психол. наук : 19.00.08 / А. С. Іваненко ; наук. кер. В. М. Синьов ; М-во освіти і науки України, Нац. пед. ун-т ім. М. П. Драгоманова. - Київ, 2016. - 20 с. ua
dc.identifier.uri http://enpuir.npu.edu.ua/handle/123456789/14301
dc.description.abstract Дисертаційне дослідження присвячено проблемі формування у розумово відсталих підлітків уявлень про майбутню сім’ю з метою удосконалення шляхів підготовки учнів спеціальної школи до дорослого самостійного життя, одна зі складових якого – створення власної сім’ї. Здійснено теоретичний аналіз психологічних засад підготовки підлітків до сімейного життя у психолого-педагогічній літературі. Визначено основні структурні компоненти, показники, рівні сформованості уявлень про майбутню сім’ю, виявлено їх психологічні особливості в розумово відсталих підлітків 12-13 років (7-й клас) та 14-15 років (9-й клас) у порівнянні з підлітками з нормою інтелекту 14-15 років (9-й клас), описано вікову динаміку та гендерні відмінності. Встановлено основні психологічні умови формування в розумово відсталих підлітків уявлень про майбутнє сімейне життя. Здійснено розробку й апробацію системи корекційної роботи з формування в учнів 8 – 9-х класів спеціальної школи уявлень про майбутню сім’ю, опрацьовано її змістово- процесуальну основу та послідовне забезпечення, доведено її ефективність. ua
dc.description.abstract Диссертационное исследование посвящено проблеме формирования у умственно отсталых подростков представлений о будущей семье с целью усовершенствования путей их подготовки к взрослой самостоятельной жизни, одной из составляющих которой является создание собственной семьи. Понятие «представление о будущей семье» рассматривается как обобщенный комплекс воспроизводимых в воображении образов, отражающих характерные признаки будущей семьи, качества потенциальных мужа, жены, детей; характер взаимоотношений с ними; особенности организации семейной жизни. В диссертации представлен анализ содержания и организации подготовки умственно отсталых учащихся к будущей семейной жизни в практике современной специальной школы, установлены психологические особенности воспитания будущего семьянина в родительских семьях; дана целостная характеристика психологических особенностей развития представлений о семье у умственно отсталых подростков 12-13 лет (7-й класс) и 14-15 лет (9-й класс) в сравнении с подростками с нормой интеллекта 14-15 лет (9-й класс). Представлены особенности качества актуальных знаний о семейно-брачных отношениях и представлений о собственной будущей семье, эмоционально- ценностного отношения к ней и семье родителей, характер проявления полоролевой идентификации; определены критерии, показатели, уровни сформированности представлений о будущей семье, их возрастная динамика и потенциальные возможности умственно отсталых подростков. Разработана и внедрена в практику специальных школ система коррекционной работы по формированию у умственно отсталых подростков представлений о будущей семье, которая представляет собой комплексное взаимодействие структурных компонентов: содержательно-целевого (научные положения и направления, принципы, задачи, содержание психокоррекционной работы), функционально-процессуального (этапы, психологические условия, формы и методы коррекционной работы) и оценочно-результативного (показатели, критерии). Разработанная система состоит из трех взаимосвязанных между собой блоков, основанных на последовательной работе с учащимися 8 – 9-х классов в процессе реализации психокоррекционной программы «Моя будущая семья» психолого-педагогическим персоналом специальных образовательных учреждений и родителями. Экспериментальным путем доказана эффективность разработанной системы коррекционной работы. ua
dc.description.abstract The dissertation research is devoted to the problem of formation of ideas about the future family of mentally retarded adolescents with the purpose of improving ways of preparation the pupils of special schools for adult independent life, one of the components of which is the creation of their own family. The theoretical analysis of psychological principles of preparation of adolescents for family life in general and special psychological and pedagogical literature is carried out. The factors, criteria and levels of ideas about the future family of mentally retarded boys and girls in adolescence are defined. Their age dynamics and gender differences are shown. The peculiarities of ideas formation about the future family of mentally retarded adolescents are defined. The complex system of correction and developmental work on the formation of ideas about the future family of mentally retarded adolescents is worked out and approved. ua
dc.language.iso uk ua
dc.publisher Вид-во НПУ імені М. П. Драгоманова ua
dc.subject уявлення про майбутню сім’ю ua
dc.subject розумово відсталі підлітки ua
dc.subject психологічні умови ua
dc.subject система корекційної роботи ua
dc.subject представления о будущей семье ua
dc.subject умственно отсталые подростки ua
dc.subject психологические условия ua
dc.subject система коррекционной работы ua
dc.subject ideas about the future family ua
dc.subject mentally retarded adolescents ua
dc.subject psychological conditions ua
dc.subject complex system of correction ua
dc.subject.classification 159.922.76-056.313 ua
dc.title Формування уявлень про майбутню сім'ю у розумово відсталих підлітків ua
dc.type Other ua


Долучені файли

Даний матеріал зустрічається у наступних фондах

Показати скорочений опис матеріалу