Показати скорочений опис матеріалу

dc.contributor.author Арцишевська, Олена Романівна
dc.date.accessioned 2017-05-29T09:17:33Z
dc.date.available 2017-05-29T09:17:33Z
dc.date.issued 2016
dc.identifier.citation Арцишевська, Олена Романівна. Самовизначення людини в умовах взаємодії культур : автореферат дис. ... канд. філософ. наук : 09.00.04 / О. Р. Арцишевська ; наук. кер. С. С. Пхиденко ; М-во освіти і науки України, Нац. пед. ун-т ім. М. П. Драгоманова. - Київ, 2016. - 18 с. ua
dc.identifier.uri http://enpuir.npu.edu.ua/handle/123456789/14280
dc.description.abstract Дисертація присвячена аналізу однієї з ключових філософських проблем – проблеми самовизначення людини. У ній дається стисла характеристика поглядів на цю проблему головних представників різних історичних періодів розвитку філософської думки і визначаються методологічні засади дослідження цієї ж проблеми в наш час; обґрунтовується сутнісне розуміння самовизначення людини як невід’ємної властивості (атрибуту) людського буття; розглядаються об’єктивні та суб’єктивні сторони потреби у самовизначенні, на основі яких виділяються різні аспекти і форми самовизначення людини; аналізуються різні механізми самовизначення, головним серед яких є ідентифікація. Показано також, що в умовах глобалізації зростає і взаємодія різних культур. У цих умовах людині доводиться постійно дбати про збереження своєї ідентичності і про налагодження толерантності у взаємовідносинах з представниками інших культур. Для розв’язання цих завдань в суспільстві повинні бути створені належні економічні, суспільно-політичні, правові та світоглядно-моральні умови. ua
dc.description.abstract Определяются и обосновываются методологические основы исследования этой проблемы в наше время, выбор которых, как отмечается в работе, зависит прежде всего от особенностей исследуемых объектов, а также от его цели и задач, потому что именно эти методы должны способствовать раскрытию специфики объектов исследования и служить действенными средствами достижения его цели. В соответствии с этим в качестве теоретических основ исследования были использованы современные научно-философские концепции человека, в которых он рассматривается как наиболее сложноорганизованное, многогранное, противоречивое и многомерное существо, и культуры, а в качестве методологических оснований – общенаучные и философские методы, подходы и принципы. Особенности объекта исследования и сложность рассматриваемой проблемы обусловили необходимость использования разных (общенаучных и специальных философских) методов познания (диалектического метода, формально- логических методов мышления, метода герменевтики), а также подходов (системного, комплексного, концептуального) и принципов (историзма, человекоцентризма) и других. Обосновывается сущностное понимание самоопределения человека как неотъемлемого (атрибутивного) свойства человеческого бытия, которое отличает его от всех других существ и ставит неизмеримо выше их, позволяя сознательно регулировать свои отношения с окружающей природной и социальной средой, с другими людьми и с самим собой. В диссертации доказывается, что человеку присуща потребность в самоопределении, которая относится к его высшим духовным потребностям. Исследованы объективные (включенность человека в природные и социальные системы разного уровня сложности, что определяет его «системные» качества, и его индивидуальные объективные состояния) и субъективные (отражение объективных факторов в психике, сознании и самосознании человека) стороны потребности в самоопределении, на основании которых выделяются и характеризуются разные аспекты и формы самоопределения человека. Рассматриваются космопланетарное, биосферное, индивидуальное и социальное, семейное, половое, возрастное, социально-групповое, социально- ролевое, этнокультурное, личностное, мировоззренческое, ситуативное и сущностное, функциональное и жизненное, пространственно-временное и другие формы самоопределения. Анализ различных механизмов самоопределения человека позволяет сделать вывод о том, что главными среди них являются идентификация и самоидентификация. Подтверждается положение о том, что культурная среда, в которой живет человек, определяет его личностные качества. Поэтому изменение этой среды, например, вследствие миграции, приводит к изменению или потере этих личностных качеств. Вот почему, изменяя место жительства, люди и на новом месте стремятся сохранить или воссоздать прежнюю социально-культурную среду путем совместного (компактного) поселения в определенных районах, этно-национальной монополизации отдельных видов или форм профессиональной деятельности, актуализации своего этнического и религиозного самосознания. Все это не позволяет общинам мигрантов ассимилироваться в коренную культуру, признать ее своей. С другой стороны, установлению и упрочению межкультурных контактов мешают разного рода этнокультурные предубеждения и стереотипы, складывающиеся у представителей коренного населения на основании различных проявлений этноцентризма и способствующие порождению таких отрицательных явлений, как нетерпимость, ксенофобия, дискриминация и т. п. Показано также, что в условиях глобализации, вызванной усилением взаимозависимости современного человечества, возрастает и взаимодействие разных культур, которые являются главной основой самоопределения человека. Постоянно оказываясь в «межкультурном» пространстве (на рубеже культур), человек должен заботиться о сохранении собственной идентичности и об установлении толерантности во взаимоотношениях с представителями других культур. Но для решения этих задач, как доказывается в диссертации, в обществе должны быть созданы необходимые экономические, общественно- политические, правовые и мировоззренческо-моральные условия. Последние из них имеют особенно важное значение, так как принадлежат к системообразующему «ядру» культуры, которое оказывает определяющее влияние на ее «периферийные» элементы. В наше время не только отдельные человеческие сообщества, но и человечество в целом становится субъектом своей истории, что требует выработки своеобразного «планетарного» самосознания, чем и обусловлены разнообразные попытки нового культурного синтеза, а также формирование как одной из высших форм – общечеловеческого самоопределения человека. ua
dc.description.abstract This dissertation is dedicated to the analysis of one of the key problem – self- determination of a person. It is given the concise description of views for this problem of the main representatives of different historical periods of the development of philosophical idea and is determined the methodological bases of the investigation of the same problem nowadays, it is grounded essential determination of person self- determination as integral side (attribute) of the existence of a person; it is considered objective and subjective sides need to self-determination on the basis of which are the various aspects and forms of self-determination rights and different mechanisms of self-determination. Chief among which is the identification. Also shows that in the context of globalization and the increasing interaction of different cultures. In these circumstances, a person has to constantly worry about keeping their identity and the setting up of tolerance in relations with other cultures. To solve these problems in society must be created proper economic, social, political, legal and ideological and moral conditions. ua
dc.language.iso uk ua
dc.publisher Вежа-Друк м. Луцьк ua
dc.subject самовизначення ua
dc.subject ідентифікація ua
dc.subject людина ua
dc.subject особистість ua
dc.subject культура ua
dc.subject взаємодія культур ua
dc.subject самоопределение ua
dc.subject идентификация ua
dc.subject человек ua
dc.subject личность ua
dc.subject культура ua
dc.subject взаимодействие культур ua
dc.subject self-determination ua
dc.subject identification ua
dc.subject person ua
dc.subject personality ua
dc.subject cultural ua
dc.subject interaction of cultures ua
dc.subject.classification 141.319.8 (043.3) ua
dc.title Самовизначення людини в умовах взаємодії культур ua
dc.type Other ua


Долучені файли

Даний матеріал зустрічається у наступних фондах

Показати скорочений опис матеріалу