У дисертації здійснено ретроспективний аналіз становлення музично-
теоретичної освіти в європейському культурному просторі, схарактеризовано
основні етапи розвитку української системи музично-теоретичної підготовки
вчителя музики. Розкрито сутність поняття «музично-теоретична
підготовленість», схарактеризовано структуру музично-теоретичної підготовки
майбутніх вчителів музики в єдності мотиваційно-рефлексивного, перцептивно-
діяльнісного, пізнавально-когнітивного, виконавсько-формувального,
методико-практичного, інтегративно-творчого компонентів.
Представлено методичну модель формування музично-теоретичної
підготовленості студентів як цілісної дидактичної системи взаємопов’язаних
принципів, педагогічних умов, методів, організаційних форм, навчальних
завдань, наочних посібників, застосування яких уможливило вирішення завдань
дослідження.
Доведено, що застосування експериментальної методичної моделі
забезпечило оптимальний рівень музично-теоретичної підготовленості
майбутніх вчителів музики.
В диссертации осуществлен ретроспективный анализ становления
музыкально-теоретической системы образования в европейском культурном
пространстве, охарактеризованы основные этапы развития украинской системы
музыкально-теоретической подготовки учителя музыки.
Охарактеризованы перспективные тенденции современной мировой
музыкально-педагогической практики − сочетание этнокультурной
направленности и поликультурной ориентации в содержании общего
музыкального воспитания; музыкально-творческое развитие школьников; их
системное вовлечение в различные формы коллективного музицирования;
применение современных информационных технологий как средства
индивидуализации и углубления художественно-личностного воспитания и
творческого развития личности в процессе музыкального воспитания.
Раскрыта сущность понятия «музыкально-теоретическая подготовка» и
структура музыкально-теоретической подготовки будущих учителей музыки,
охарактеризована диагностическая методика выявления уровней музыкально-
теоретической подготовки будущих учителей музыки.
Представлена методическая модель формирования музыкально-
теоретической подготовленности студентов как целостной дидактической
системы взаимосвязанных принципов, педагогических условий, методов,
организационных форм, наглядных пособий, применение которых обеспечило
решение заданий исследования.
Охарактеризованы процесс и результаты опытной работы,
представляющие собой последовательную реализацию педагогических условий
оптимизации музыкально теоретической подготовленности будущих учителей
музыки, комплекс организационных форм и методов стимуляции их
самостоятельности познавательной и творческой активности в учебной
деятельности, реализации приобретенных ЗУН в заданиях, приближенных к
функционально-ориентированной деятельности учителя музыки.
Результаты диагностики подтвердили, что экспериментальная методика
обеспечила повышение уровня музыкально-теоретической подготовленности
будущих учителей музыки.
The dissertation presents the look back analysis of forming of musical
theoretical education system in the European culture area, there are extracted the
milestones in development of Ukrainian system of musical academic training of
music teacher.
There are described the long-term trends in current practice of musical
education especially the combination of ethnocultural tendency and polycultural
orientation in musical education of youths at school age, musical creative developing
of pupils, their consequent involvement into different forms of collective music
making, application of state-of-the-art IT solutions as a means of individualization
and extension of art individual and creative development during the course of musical
educating.
It is expanded the essence of the concept of “musical theoretical training” as
well as the structure of musical academic training of future music teachers, the
diagnostic method is defined in order to discover the levels of musical theoretical
knowledge acquisition of future music teachers.
The methodical model is presented for forming the musical theoretical
competence by students as the whole didactical system of interlinking principles,
pedagogical conditions, methods, organization forms used for research task solving,
the experimental work is described.
There are evaluated the test data their results have confirmed that the
experimental methodology has ensured a higher efficiency by the musical theoretical
training of future music teachers.