Дисертація на здобуття наукового ступеня кандидата педагогічних наук з спеціальності 13.00.03 – корекційна педагогіка. – Національний педагогічний університет імені М. П. Драгоманова. – Київ, 2016.
Дослідження присвячене обґрунтуванню технології сенсорної інтеграції для дошкільників з церебральним паралічем. Визначено особливості сформованості сенсорної інтеграції у дітей з церебральним паралічем. Уточнено та узагальнено понятійно-категоріальний апарат, визначено критерії оцінювання за показниками та рівні здатності до сенсорного інтегрування у дошкільників із церебральним паралічем.
Представлено обґрунтування технології сенсорної інтеграції на формувальному етапі експериментальної розробки, розкрито організаційні форми, методи та зміст сенсорно-інтегративної терапії. Сформульовано психолого-педагогічні та корекційно-реабілітаційні умови досягнення позитивних результатів у процесі реалізації індивідуальної програми сенсорно-інтегративної терапії. Статистично підтверджено ефективність запропонованої технології.
Доведено доцільність використання запропонованої технології в умовах дошкільних закладів, зокрема забезпечення корекційно-виховної складової для дітей з церебральним паралічем.
Dissertation for the degree of candidate of Pedagogical Sciences in specialty 13.00.03 - correctional pedagogy. - National Pedagogical M.Dragomanov University. - Kyiv, 2016.
Research dedicated substantiation of sensory integration technology for preschool children with cerebral palsy. Been determined specificities of sensory integration in children with cerebral palsy. Clarified and generalized conceptual-categorical apparatus, the criteria for evaluating indicators and ability to of levels sensory the of integration in preschool children with cerebral palsy.
Presented justification forming experiment, disclosed organizational forms, methods and content of the sensory-integrative therapy. Formulated psychological, educational and correctional and rehabilitation conditions for positive results in the implementation of individual programs sensory-integrative therapy. Statistically confirmed the effectiveness of the proposed technology.
Proved the feasibility of using of the proposed technology in conditions of pre-schools, including providing correctional and educational component for children with cerebral palsy.
Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук по специальности 13.00.03 - коррекционная педагогика. - Национальный педагогический университет имени М. П. Драгоманова. - Киев, 2016.
Диссертационное исследование посвящено разработке технологии сенсорной интеграции для детей с церебральным параличом.
Научно обоснованы, разработаны и экспериментально проверены психолого-педагогические и коррекционно-воспитательные условия эффективности технологии сенсорной интеграции для дошкольников с церебральным параличом. Определены особенности состояния развития сенсорной сферы ребенка с церебральным параличом и внедрения сенсорно-интегративной терапии в индивидуальный коррекционный учебный процесс. Обоснованы и выявлены критерии, показатели и уровни развития сенсорной интеграции. С целью решения поставленной проблемы и учетом этапов формирования способности к сенсорному интегрированию выделено четыре функциональных блока: сенсорные ощущения (базовый, эффективное усвоение физической среды, ощущение и реакции на раздражители разной силы, длительности, интенсивности); сенсорно - интегральное восприятие (интеграция полученных сенсорных ощущений и их преобразование в восприятия); сенсорно-интегральное развитие (интеграция сенсорного восприятия и уровень межсистемного взаимодействия); сенсорное воспитание (результат способности к сенсорному интегрированию). Выявлены и подтверждены типичные трудности формирования сенсорной интеграции у дошкольников с церебральным параличом. Причинами их возникновения выступает неблагоприятное влияние биологических и социальных факторов на развитие центральной нервной системы, которое усиливается в процессе развития ребенка в онтогенезе. Особенности сенсорной интеграции у детей с церебральным параличом проявляются: несформированностью функций моторики (разбрасывание предметов, бесцельность движений, неспособность учитывать безопасность ситуации), трудностями взаимодействия с живыми и неживыми объектами (ломают, не могут удержать в руках и др.); трудности в определении источников звучания, негативные реакции на звуки или полное их игнорирование; значительные трудности в питании: отсутствуют откусывание, жевание, глотание (дети едят пищу, консистенция которой не соответствует возрасту; не различают вкуса, запаха продуктов); отмечаются трудности в мотивации к выполнению деятельности (связано со степенью снижения интеллекта), контактность ребенка зависит от психосоматического состояния и глубины психического нарушения; специфические нарушения эмоциональной сферы характеризуются аффективной нестабильностью, страхами, повышенной тревожностью; изменениями настроения, бурными эмоциональными реакциями на замечания или раздражитель; повышенная утомляемость проявлялась замедлением ритма выполнения заданий, частых ошибках. Установлено значительное недоразвитие в сфере сенсорной интеграции у детей с церебральным параличом (в отличие от их сверстников общего развития) на уровне недостаточного и низкого сенсорно-интегрального развития, что требует построения новых подходов к организации и структурированию процесса формирования навыков сенсорного интеграции. Представлено теоретическое обоснование методики формирующего этапа эксперимента, раскрыто организационные формы, принципы, методы и содержание технологии сенсорной интеграции. Сформулированы условия достижения положительных результатов, а также направления формирования сенсорно-интегрального развития у ребенка с церебральным параличом.
Разработана и экспериментально апробирована технология сенсорного интегрирования направленная на формирование способности к сенсорно- интегрированному развитию у детей с церебральным параличом, которая учитывала индивидуальные особенности нарушений развития и совмещала традиционные коррекционно-реабилитационные мероприятия специального дошкольного учреждения и индивидуальную программу сенсорно-интегративной терапии. С ее помощью формировались и закреплялись новые системные восприятия в разных видах деятельности дошкольника: учебе, самообслуживании, практической работе, игре. А также формировалась вариативность реакций на раздражители разной силы, интенсивности, продолжительности.
Качественный и количественный анализ результатов исследования подтвердил эффективность и целесообразность использования в практике специальных учреждений технологии сенсорной интеграции в работе с детьми с нарушениями развития.