ISSN: 2310-8290
Показати скорочений опис матеріалу
dc.contributor.author | Хараджи, Марина Вікторівна | |
dc.date.accessioned | 2016-11-25T13:52:22Z | |
dc.date.available | 2016-11-25T13:52:22Z | |
dc.date.issued | 2016 | |
dc.identifier.citation | Хараджи, Марина Вікторівна. Психолого-педагогічні умови розвитку міжетнічної толерантності старшокласників : автореферат дис. … канд. психол. наук : 19.00.07 / М. В. Хараджи ; наук. кер. В. Б. Євтух ; Національний педагогічний університет імені М. П. Драгоманова. - Київ, 2016. – 24 с. | ua |
dc.identifier.uri | http://enpuir.npu.edu.ua/handle/123456789/11887 | |
dc.description.abstract | Дисертація на здобуття наукового ступеня кандидата психологічних наук за спеціальністю 19.00.07 – педагогічна та вікова психологія. – Національний педагогічний університет імені М. П. Драгоманова. – Київ, 2016. Дисертація присвячена дослідженню впливу психолого-педагогічних умов на формування міжетнічної толерантності старшокласників. Визначено психолого-педагогічні умови, проаналізовано чинники та механізми розвитку міжетнічної толерантності; обґрунтовано критерії (усвідомлення поліетнічності українського суспільства, ціннісне ставлення до представників різних етнічних груп, спрямованість на міжетнічну взаємодію) та виявлено особливості, рівні (низький, нижче середнього, середній, високий) і показники сформованості даного феномена у старшокласників. Встановлено, що третині старшокласників притаманний низький рівень міжетнічної толерантності, який характеризується неусвідомлюваністю чи неприйняттям факту поліетнічності українського суспільства, переважанням негативно-стереотипного ставлення й негативної налаштованості на взаємодію з представниками інших етнічних груп. Обґрунтовано, розроблено, й апробовано програму психологічного супроводу формування й розвитку міжетнічної толерантності учнів старшого шкільного віку; доведено її ефективність та необхідність використання у процесі цілеспрямованих впливів на особистість старшокласників; розроблені психолого-педагогічні рекомендації щодо оптимального розвитку нормативних показників міжетнічної толерантності у старшому шкільному віці. | ua |
dc.description.abstract | The thesis for scientific degree of candidate of psychological sciences, speciality 19.00.07 – pedagogical and age psychology. – National Pedagogical M.P. Dragomanov University. – Kyiv, 2016. The thesis is devoted to the study of influence of psychologico-pedagogical conditions upon formation of interethnic tolerance of senior pupils. The psychologico-pedagogical conditions are determined, the factors and mechanisms of development of interethnic tolerance are analyzed; the criteria (polyethnicity of Ukrainian society, value’s attitude towards representatives of different ethnic groups, disposition to ethnic interaction) are substantiated and peculiarities, levels (low, below average, average, high) and indices of the stage of formation of this phenomenon among senior pupils are displayed. It is fixed that for one third of senior pupils low level of interethnic tolerance is inherent, which is characterized by unconsciousness or non-acceptance of the fact of polyethnicity of Ukrainian society, by predominance of negative stereotyped attitude and negative disposition to interaction with representatives of other ethnic groups. The program of psychological maintenance of formation and development of interethnic tolerance of pupils of senior school age are substantiated, worked out and tested; its efficiency and the necessity of its application in the process of purposeful influences upon the personality of senior pupils are proved; psychologicopedagogical recommendations concerning optimal development of normative indices of interethnic tolerance in senior school age are elaborated. | ua |
dc.description.abstract | Диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук по специальности 19.00.07 – педагогическая и возрастная психология. – Национальный педагогический университет имени М. П. Драгоманова. – Киев, 2016. Диссертация посвящена исследованию влияния психолого-педагогических условий на формирование межэтнической толерантности старшеклассников. Определены психолого-педагогические условия формирование межэтнической толерантности старшеклассников: обеспечение ключевой роли мобилизатора - психолога, социального педагога, педагога-организатора в регулировании процесса формирования межэтнической толерантности; формирование взаимного доверия и уважения к представителям других этносов в процессе выстраивания межэтнического взаимодействия; ориентация на ценностно-мировоззренческие принципы, которые стимулируют формирование положительных тенденций в межэтнической взаимодействия, в частности межэтнической толерантности; исключение из межэтнического взаимодействия такой формы как интолерантность; формирование уважения к индивидуально- личностным качествам представителей различных этнонациональных групп; внедрение в учебный процесс факультативных учебных программ по истории и культуре этносов планеты; использование различных психолого- педагогических подходов к формированию межэтнической толерантности у старшеклассников; наличие у старшеклассников стремления реализовывать социальный запрос бесконфликтного межэтнического взаимодействия; осознание и осмысление старшеклассниками полиэтничности современного мира, преимуществ и рисков его этнокультурной диверсификации. Проанализированны факторы и механизмы развития межэтнической толерантности; обоснованы критерии (осознание полиэтничности украинского общества, ценностное отношение к представителям различных этнических групп, направленность на межэтническое взаимодействие), выявлены особенности, уровни (низкий, ниже среднего, средний, высокий) и показатели сформированности данного феномена у старшеклассников. Установлено, что у трети старшеклассников доминирует низкий уровень межэтнической толерантности, который характеризуется неосознаваемостью или непринятием факта полиэтничности украинского общества, преобладанием отрицательно-стереотипного отношения и негативной настроенности на взаимодействие с представителями других этнических групп. Обоснованна, разработана и апробированна программа психологического сопровождения формирования и развития межэтнической толерантности учащихся старшего школьного возраста; доказана ее эффективность и необходимость использования в процессе целенаправленных воздействий на личность старшеклассников; разработаны психолого-педагогические рекомендации по оптимальному развитию нормативных показателей межэтнической толерантности в старшем школьном возрасте. | ua |
dc.language.iso | uk | ua |
dc.publisher | Вид-во НПУ імені М. П. Драгоманова | ua |
dc.subject | толерантність | ua |
dc.subject | міжетнічна толерантність | ua |
dc.subject | міжетнічна взаємодія | ua |
dc.subject | психолого-педагогічні умови | ua |
dc.subject | старшокласники | ua |
dc.subject | tolerance | ua |
dc.subject | interethnic tolerance | ua |
dc.subject | ethnic interaction | ua |
dc.subject | psychologicopedagogical conditions | ua |
dc.subject | senior pupils | ua |
dc.subject | толерантность | ua |
dc.subject | межэтническая толерантность | ua |
dc.subject | межэтническое взаимодействие | ua |
dc.subject | психолого-педагогические условия | ua |
dc.subject | старшеклассники | ua |
dc.subject.classification | 159.922.4/6-044.352-053.6 | ua |
dc.title | Психолого-педагогічні умови розвитку міжетнічної толерантності старшокласників | ua |
dc.type | Other | ua |