Дисертація на здобуття наукового ступеня кандидата філософських наук за спеціальністю 09.00.08 - естетика. - Національний педагогічний університет імені М. П. Драгоманова. -Київ, 2016.
В авторефераті викладено основний зміст дисертаційної роботи, яка присвячена дослідженню інтерпретації міфологеми Хаосу. Актуальність естетичного вивчення теми обумовлена надзвичайно великим місцем, яке займає ця міфологема, а також похідні від неї поняття хаотичного та принцип хаотичності в художній культурі ХХ
- початку ХХІ ст. Теоретична значимість дослідження полягає в аналізі різних значень поняття «Хаос» і його вживання в міфологічному, філософському, естетичному контекстах, зокрема, виділенням різних типів хаосу («первинний» та «фінальний», «позитивний» і «негативний» тощо), що дозволяє більш коректне дослідження й оцінку конкретних проявів «мистецтва Хаосу» в сучасній культурі. Зокрема, синергетичне розуміння хаосу підкреслює його позитивний, творчий аспект при лімінальному стані культури. Практична цінність дисертації пов’язана з можливостями використання її матеріалів у практиці викладання естетики, культурології, філософії культури, мистецтвознавства, літературознавства.
Міфологема Хаосу розглядається в її складному співвідношенні зі своєю протилежністю - Космосом. Незводимість різних проявів хаосу до наявних категорій естетики дозволяє постулювати «хаотичне» в якості окремого поняття теоретичної естетики.
Thesis submitted for the Candidate Degree in Philosophy (PhD) inspeciality09.00.08 - Aesthetics. - National Pedagogical DragomanovUniversity. - Kyiv, 2016.
The synopsis outlines the main content of the thesis, namely the interpretation of the Chaos mythologeme. The relevance of the theme is defined by the great importance of this mythologeme and its derivates - the notion of Chaotic and the principle of Chaos - inthe art and culture of ХХ - early ХХ! ct. The theoretical significance of the study lies in the analysis of the different meanings of the term Chaos and its usage in mythological, philosophical and esthetical context, and defining of the different types of Chaos (“primeval” and “final”, “positive” and “negative” etc). This allows more accurate study and evaluation of the concrete forms of the “Chaotic art” in modern culture.For once, the synergetic understanding of chaos emphasizes its positive, creative aspect in the liminal state of culture. The practical value of the thesis is connected with possibilities to use these materials in teaching of аesthetics, cultural studies, philosophy of culture, art, literature.
The mythologeme of Chaos is studied in its complex interrelation with its opposition - Cosmos. The impossibility of reduction of the different manifestations of Chaos to the extablished аesthetic categories allows us to postulate the “Chaotic” as a separate termof theoretical аesthetics.
Диссертация на соискание ученой степени кандидата философских наук по специальности 09.00.08 - эстетика. - Национальный педагогический университет имени М. П. Драгоманова. - Киев, 2016.
В автореферате изложено основное содержание диссертационной работы, посвященной исследованию интерпретации мифологемы Хаоса. Актуальность эстетического изучения темы обусловлена, в первую очередь, чрезвычайно значительным местом, которое занимает эта мифологема и производные от нее понятие хаотического и принцип хаотичности в художественной культуре ХХ -начала ХХІ вв. Теоретическая значимость диссертационной работы заключается в анализе различных значений понятия «Хаос» и его употребления в мифологическом, философском, эстетическом контекстах. Научная новизна определяется, в частности, выделением различных типов хаоса («первичный» и «финальный», «позитивный» и «негативный» и пр.), что позволяет более корректное исследование и оценку конкретных проявлений «искусства Хаоса» в современной культуре. В частности, синергетическое понимание хаоса подчеркивает его позитивный, творческий аспект при лиминальном состоянии культуры. Практическая ценность диссертации связана с возможностями использования ее материалов в практике преподавания эстетики, культурологии, философии культуры, искусствознания, литературоведения.
Диссертационное исследование состоит из трех разделов, первый из которых посвящен методологическим вопросам и определению терминологического аппарата. Мифологема Хаоса рассматривается в ее сложном соотношении со своей противоположностью - Космосом, выступающим как зримый, эстетический образ порядка. Противопоставление Космос - Хаос является одним из источников эстетической оппозиции прекрасное - безобразное. Рассмотрение космогонических мифов показывает, что общей их схемой является возникновение Космоса из Хаоса, однако при этом последний не исчезает, а лишь вытесняется на периферию, и при определенных условиях, может возвращаться. Само это возвращение в пределах циклической модели времени оценивалось как закономерный этап ритмов вселенной. В теоретической (философской и научной) мысли хаос все больше связывается с негативной противоположностью гармонии и упорядоченности. Ситуация меняется в неклассической науке, где возникает синергетическое понимание взаимодействий и взаимопереходов хаоса и порядка, а также в философии постмодернизма, где место традиционной оппозиции занимает единый образ хаосмоса. В художественной культуре Хаос может манифестироваться при помощи символики, которая непосредственно указывает на эту мифологему. В более опосредованном виде он предстает при обращении автора к принципам иррациональности и/или стохастичности в процессе художественного творчества. Несводимость различных проявлений хаоса к имеющимся категориям эстетики позволяет постулировать «хаотическое» в качестве отдельного эстетического понятия. В искусстве ХХ - начала ХХ! вв. хаотическое представлено чрезвычайно широко, причем его конкретная специфика зависит от вида искусства, стиля и направления и, прежде всего, от личной установки автора, который может акцентировать или разрушительный, или творческий потенциал этой амбивалентной мифологемы.