Дисертація на здобуття наукового ступеня кандидата психологічних наук за спеціальністю 19.00.07 – педагогічна та вікова психологія. – Національний педагогічний університет імені М. П. Драгоманова – Київ, 2016.
Дисертацію присвячено дослідженню сензитивності особистості практичних психологів системи освіти як чинника ефективності їх діяльності.
У роботі визначено теоретичні підходи до вивчення проблеми сензитивності особистості практичних психологів. Уточнено сутність сензитивності особистості практичного психолога системи освіти, виокремлено мотиваційну, когнітивну, емоційну, поведінкову та психофізіологічну складові, а також критерії та показники розвитку складових сензитивності особистості практичних психологів. Досліджено рівні (високий, середній низький) та гендерно-вікові особливості сензитивності особистості практичних психологів системи освіти. Доведено взаємозв’язок між сензитивністю особистості та ефективністю професійної діяльності практичних психологів.
Обґрунтовано та розроблено модель і програму розвитку сензитивності особистості практичних психологів системи освіти, доведено ефективність їх використання у системі післядипломної освіти, запропоновано рекомендації викладачам ВНЗ щодо підвищення рівня сензитивності практичних психологів системи освіти.
Dissertation for Candidate degree in psychological sciences, speciality 19.00.07 - Pedagogical and Developmental Psychology. – Dragomanov National Pedagogical University – Kyiv, 2016.
The thesis deals with sensitivity of practical psychologists of educational system as factor of effectiveness of their activity. The paper analyzes the theoretical approaches to the study of sensitivity of personality of practical psychologists. The author clarifies the essence of an personality’s sensitivity of the practical psychologist; highlights the motivational, cognitive, emotional, behavioral and phychophysiological components, criteria and indicators of development components of psychologists’ sensitivity. Levels (high, medium, low) and gender-age factors of personality’ sensitivity of psychologists of education system are investigated. The relationship between personality’s sensitivity and the effectiveness of psychologists’ professional activity is proved.
The model and program of development of personality’ sensitivity of practical psychologists of educational system is presented, proved its effectiveness in the use of post-graduate education. Recommendations for university teachers on increasing of level of personality’ sensitivity of practical psychologists of educational system are proposed.
Диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук по специальности – 19.00.07 – педагогическая и возрастная психология. – Национальный педагогический университет имени М. П. Драгоманова – Киев, 2016.
Диссертация посвящена исследованию сензитивности личности практических психологов системы образования как фактора эффективности их деятельности. На основе анализа основных подходов к исследованию сензитивности, уточнена ее сущность как особенной, имеющей эмоциональную природу, чувствительности к психическим состояниям других, их намерениям, ценностям и целям, что помагает личности воспринимать внешний и внутренний мир, позволяет легко ориентироваться в человеческих взаимоотношениях, гармонизировать свое поведение и эмоции соответственно ситуации. Исходя из специфики функциональных обязанностей и необходимости обеспечения эффективности профессиональной деятельности практических психологов, в структуре сензитивности выделены следующие составляющие: мотивационная, когнитивная, поведенческая, эмоциональная, психофизиологическая. Изложена общая стратегия эмпирического исследования, обоснован отбор диагностического инструментария для изучения уровней и факторов развития сензитивности личности практических психологов в целом и отдельных ее составляющих. По результатам анализа и обобщения данных эмпирического исследования определены особенности развития сензитивности практических психологов в целом и в контексте эффективности их профессиональной деятельности, в частности. Установлено, что преобладает средний уровень сензитивности, которым характеризуются более половины практических психологов; высокий уровень сензитивности выявлен у приблизительно шестой части испытуемых, а около третьей части респондентов характеризируется низким уровнем сензитивности. Анализ уровней развития составляющих сензитивности позволил констатировать, что самыми слабыми в структуре сензитивности является психофизиологическая и поведенческая составляющие, а наиболее сформированной является мотивационная составляющая сензитивности. Исследованы гендерно-возрастные особенности сензитивности: психологи-женщины имеют более высокий уровень сензитивности, особенно более молодые, за счет выраженности социальной эмоциональности, а также большей ориентации на гуманистически-экзистенциальный тип отношений с клиентом.
Разработана модель и программа развития сензитивности личности практических психологов системы образования. Результаты ее внедрения свидетельствуют о положительных изменениях во всех выделенных нами составляющих сензитивности личности практических психологов; увеличение количества практических психологов с высоким и средним уровнями сензитивности и уменьшение количества с низким. Это позволяет рекомендовать внедрение программы как в процесс профессиональной подготовки будущих практических психологов, так и в рамках прохождения курсов повышения квалификации и методического сопровождения в межкурсовой период в условиях последипломного образования. Разработаны методические рекомендации преподавателям ВУЗов относительно повышения уровня сензитивности личности практических психологов системы образования.