У дисертації вперше окреслені зміст і структура теоретичних знань з біології (ТБЗ), доведена можливість конструювання шкільного курсу біології на основі типолого-атрибутного підходу виокремлення теоретичних конструкцій у біології шляхом поетапного розгортання структури теорії; обґрунтована концепція формування ТБЗ, що базуються на методології сучасного природознавства, підходах щодо організації пізнавальної діяльності учнів та їх вікових можливостях розвитку мислення. Вона складалася з системного, діяльнісного, поліпарадигмального, адаптаційного підходів, дидактичних принципів і педагогічних умов, що впливали на формування ТБЗ. На основі концепції розроблена методична система формування ТБЗ, ефективність якої доведена в процесі експериментального навчання.
В диссертации впервые описаны структура и содержание теоретических биологических знаний (ТБЗ). На основе типолого-атрибутного подхода создания теоретических конструкций в науке о жизни в состав таких знаний включены шесть основных теоретических обобщений (ТОБ): концепция структурных уровней биосферы и основные теоретические обобщения цитологии, генетики, эволюционизма, экологии. Их полная структура предложена в качестве базиса для формирования содержательного и функционально-операционного компонентов ТБЗ у учеников общеобразовательной школы. Отмечено, что этот процесс способствует улучшению понимания учащимися биологической картины как составляющей научной картины мира и развития их теоретического мышления. Впервые выделены научные основы формирования ТБЗ: атрибутный и типологический подходы проектирования теоретических конструкций в биологии, категориально-функциональная характеристика ТБЗ, состав основных ТОБ и содержательное наполнение их структуры, закономерности теоретического биологического познания как средств реализации диалектического метода. Базисом для их выделение была методология современного естествознания относительно теоретического познания действительности.
В диссертации создана концепция формирования ТБЗ. Она включала теоретико-методологический базис, дидактические принципы и педагогические условия организации познавательной деятельности учащихся. В состав теоретико-методологического базиса вошли системный, деятельностный, полипарадигмальный и адаптационный подходы исследования педагогических явлений. Конкретизация системного подхода отразилась в выделении главных элементов открытой методической системы «формирования теоретических биологических знаний учащихся общеобразовательной школы». Разработку прогностической модели формирования ТБЗ, которая состояла из мотивационно-целевого, содержательно-процессуального и контрольно-оценочного компонентов, рассматривали как реализацию деятельностного подхода. Полипарадигмальный подход отразился в обучение биологии как внедрение одновременно традиционной, личностно ориентированной и развивающей парадигм при доминировании последней. Реализацию адаптационного подхода обеспечило проектирование биологической обучающей развивающей среды как составляющей общей среды обучения школьников естественным дисциплинам для развития теоретического мышления.
Отобранные дидактические принципы на основе теоретико-методологического базиса состояли из двух групп: те, которые обеспечивали научность, доступность, системность, целостность обучения биологии, и принципы педагогического руководства деятельностью учеников в когнитивной сфере. В исследовании к педагогическим условиям формирования ТБЗ были отнесены структурирование учебного материала на основе методологии современного естествознания, поэтапная генерализация знаний учеников на базе разворачивания полной структуры теории, целенаправленное управление их мыслительной деятельностью при обучения биологии. Второе из названных условий в исследовании было определяющим в организации познавательной деятельности учеников. Различали конкретнобиологическую (в основной школе) и общебиологическую (в старшей школе) генерализацию, которые обеспечивали систематизации знаний учеников. Выделено три ее этапа. На них формировали три уровня усвоения ТБЗ учащимися: содержательное обобщение знаний о разновидности организма, базовые ТБЗ (закономерности организации и существования организмов на Земле) и знания об основных ТОБ.
Как реализация разработанной концепции создана методическая система, которая содержала взаимосвязанные целевой, содержательный и процессуальный компоненты. Их наполнение было обеспечено созданным дидактико-методическим комплексом для внедрения методической системы в учебный процесс основной и старшей школ. Этот комплекс был непосредственно связан с ее содержательным и процессуальным компонентами. Учебная программа - главная его часть - состояла из перестроенной действующей программы по биологии для основной школы и авторской программы «Фундаментальная биология» для старшей школы. Она сконструирована на основе типового-атрибутного подхода проектирования теоретических конструкций в биологии на базе полной структуры биологической теории.
В диссертации в соответствии с психолого-педагогическими требованиями к оцениванию результатов обучения разработана комплексная диагностическая методика для определения компонентов и уровней усвоения ТБЗ, которая была использована для доказательства эффективности методической системы при обучении биологии.
The thesis pioneered the description and structure of the theoretical knowledge of the Biology. The attribute typology approach was described. Such approach allowed designing of the school Biology course by allocating the theoretical constructions using step-by-step deployment of the theory structure. The conception of the theoretical knowledge formation was substantiated. This conception was based on the methodology of the contemporary natural history, the approaches concerning the organization of the pupils’ effective cognitive activities, their age-specific thinking capabilities. The conception comprised the system, active, poly-paradigm and adaptation approaches, the didactic principles and pedagogical conditions that influenced on the theoretical knowledge formation. The methodology system of the Biology theoretical knowledge formation was developed on the base of this conception. The system’s effectiveness was proved during the process of the experimental teaching.