Дисертація присвячена детальному аналізу економіки знань і осмисленню її місця і ролі в інноваційному розвитку суспільства та освіти. В роботі показана еволюція поглядів на природу, зміст і сутність даного феномену; виявлено та охарактеризовано загальносвітові тенденції становлення економіки знань в умовах розгортання глобалізації та інформаційної революції. Через розгляд ролі знання як суспільного блага та аналіз структури і факторів накопичення людського капіталу уточнюється поняття «економіка знань», окреслюються позитивні й негативні наслідки становлення такої економіки, демонструються завдання й можливості держави у регулюванні цього процесу.
В дисертації ґрунтовно аналізуються вітчизняні особливості розгортання економіки знань та визначаються основні напрями інновацій, яких потребує освітня галузь України. Наголошується на необхідності подолання проблем, існуючих у сфері правової та моральної регуляції функціонування економіки знань у системі соціальних інновацій, та пропонуються шляхи і засоби їх подолання, зокрема, й через освітньо-виховний процес у вищій школі.
Диссертация посвящена детальному анализу экономики знаний и осмыслению ее места и роли в инновационном развитии общества и образования. В работе представлена эволюция взглядов на природу, содержание и сущность данного феномена, выявляются и характеризуются общемировые тенденции становления экономики знаний в условиях распространения глобализации и информационной революции.
Рассматривая знания как общественное благо, анализируя структуру и факторы накопления человеческого капитала, четко разделяется понятия «информация» и «знания» и обосновывается зависимость всей системы существования социума от масштаба их выработки и использования. В работе подчеркивается значение знаний как основного фактора экономического процветания и общественного развития, как главного инновационного ресурса и интегратора глобальной цивилизации.
От работ Ф. Махлупа, в которых впервые встречается понятие «экономика знаний», через взгляды теоретиков постиндустриального и информационного обществ, а также понимание особенностей экономики знаний современными исследователями, подается авторское определение этого феномена как сформированной под влиянием информационной революции своеобразной сферы получения и применения научных знаний и инноваций во всех сферах материального и духовного производства.
В работе раскрываются и анализируются характерные особенности экономики знаний, к которым отнесены: определяющая роль знаний в системе производства; инновационность экономики знаний; стремительное развитие высокотехнологичных секторов производства и широкое использование новых информационно-коммуникационных технологий; глобальный и сетевой характер экономики; гуманизация экономического развития человечества; значимость человеческого капитала и инвестиций в образование и подготовку кадров; формирование современных направлений менеджмента, в частности, менеджмента знаний и инноваций.
На основе выделения особенностей экономики знаний определяются позитивные и негативные последствия ее становления и выявляются задания и возможности государства в урегулировании этого процесса. Подчеркивается, что в условиях быстрого развития науки и новых технологий изменения происходят не только в экономике государства, в конечном итоге формируются качественно новые требования к человеческой личности – к ее способности быстро адаптироваться, осваивать, создавать и распространять знания, реализовывать собственный творческий потенциал.
В диссертации также детально анализируются отечественные особенности становления экономики знаний. В частности, акцентируется внимание на неопределенности национальных научно-технических приоритетов, отсутствии эффективной программы инновационной деятельности и медленном темпе распространения и применения уже наработанных инноваций. Подчеркивается, что для становления экономики знаний Украине необходима инновационная архитектоника развития общества, в основу которой должны быть положены: создание эффективной системы «знания – производство – знания»; инновационное развитие образования; формирование инновационной культуры общества; улучшение нормативно-правовой базы, которая регулирует инновационно-инвестиционную деятельность и.т.д.
Раскрываются основные направления инновационной стратегии развития отечественной сферы образования и определяются наиболее острые проблемы, сдерживающие становление экономики знаний в Украине. Анализируя противоречия, существующие в сфере правовой и моральной регуляции функционирования экономики знаний в системе социальных инноваций, детально рассматриваются пути их преодоления, в частности, и через образовательно-воспитательный процесс в высшей школе. Обращается внимание на то, что процесс подготовки будущего специалиста должен объединить профессиональные знания и навыки с духовными ценностями цивилизации, с пониманием предназначения человека и смысла его существования.
Dissertation is devoted to the detailed analysis of economy of the knowledges and also to the comprehension of its place and role in innovative development of society and education. The evolution of looks to nature, contents and essence of this phenomenon are shown in this dissertation. The world tendencies of becoming of economy of the knowledges in the conditions of the development of globalization and informative revolution are found and described. Through consideration of the role of knowledge as a public benefit and analysis of the structure and factors of human capital accumulation the conception «economy of the knowledges» is specified, the positive and negative consequences of its becoming are outlined, task and possibilities of the state in adjusting of this process are demonstrated.
The domestic features of the development of economy of the knowledges are thoroughly analysed, and basic directions of innovations, which are in need in the Ukrainian educational industry are shown. In this dissertation is marked on the necessity of overcoming of the problems, existing in the sphere of the legal and moral adjusting of the functioning of economy of the knowledges in the system of social innovations, and ways and facilities of their overcoming are offered, in particular, and through educationally educate process at the higher school.