Дисертаційне дослідження присвячене обґрунтуванню і реалізації методики розвитку контрольно-оцінювальних умінь учнів старших класів загальноосвітньої школи у процесі вивчення фізики в умовах комп’ютерно орієнтованого середовища, побудованої на використанні педагогічних технологій навчального проектування.
Визначено і обґрунтовано підхід до аналізу контрольно-оцінювальної діяльності старшокласників як системи в процесі навчання фізики з позиції суб'єкт-суб'єктної парадигми освіти, особливості педагогічної взаємодії суб’єктів навчально-виховного процесу при застосуванні методу навчальних проектів з використанням засобів ІКТ. Визначені рівні розвитку контрольно-оцінювальної діяльності старшокласників, що враховують особливості середовища навчання і акцентують увагу на формуванні свідомого досвіду навчальної діяльності в умовах інформатизованого суспільства, що створює передумови для розширення наукового знання в області методики викладання фізики. Подальшого розвитку набули положення щодо можливості використання засобів ІКТ для реалізації особистісно-орієнтованого навчання у старших класах загальноосвітньої школи.
Педагогічним експериментом доведено ефективність застосування методики розвитку контрольно-оцінювальних умінь старшокласників в умовах комп’ютерно орієнтованого навчального середовища.
В диссертации обоснована, разработана и внедрена методика развития контрольно-оценивающих умений учащихся старших классов общеобразовательной школы в процессе изучения физики в условиях компьютерно ориентированной среды с использованием педагогических технологий учебного проектирования. Определен и обоснован подход к анализу контрольно-оценивающей деятельности старшеклассников как системы в процессе обучения физике в условиях компьютерно ориентированной среды с позиции субъект-субъектной парадигмы образования, в результате чего определена и обоснована особенность педагогического взаимодействия субъектов учебно-воспитательного процесса при применении метода учебных проектов с использованием средств ИКТ для развития контрольно-оценивающих умений учащихся в процессе изучения физики в старших классах общеобразовательной школы.
Определены уровни развития контрольно-оценивающей деятельности старшеклассников, учитывающие особенность среды обучения и акцентирующие внимание на формировании сознательного опыта учебной деятельности в условиях информатизированного общества, создающего предпосылку для расширения научного знания в области методики преподавания физики. Предложена методика использования проектной технологии обучения для развития контрольно-оценивающих умений старшеклассников в условиях компьютерно ориентированной учебной среды. Последующее развитие получили положения относительно возможности использования средств ИКТ для реализации личностно ориентированного учебного процесса в старших классах общеобразовательной школы.
В диссертационном исследовании определены возможности компьютерно ориентированной учебной среды в организации и управлении процессом развития контрольно-оценивающих умений старшеклассников, развития их критического мышления при условиях индивидуальной направленности учебного процесса, оптимизации процесса изучения физики. Практическая реализация этой возможности также будет способствовать дифференциации учебного процесса, усовершенствованию подготовки старшеклассников с учетом их индивидуальных особенностей. Проанализировано состояние исследования проблемы развития контрольно-оценивающих умений старшеклассников в процессе обучения физике в условиях компьютерно ориентированной среды.
Выделена составляющая контрольно-оценивающих умений старшекласс-ников, формирующихся и развивающихся в процессе выполнения ими учебных проектов из курса физики общеобразовательной школы в условиях компьютерно ориентированной среды. Разработана диагностика развития контрольно-оценивающих умений старшеклассников в процессе выполнения учебных проектов из курса физики общеобразовательной школы в условиях компьютерно ориентированной среды. Разработана и обоснована методика использования проектной технологии обучения для развития контрольно-оценивающих умений старшеклассников в процессе обучения физике в условиях компьютерно ориентированной среды.
Экспериментально проверена эффективность предложенной методики развития контрольно-оценивающих умений старшеклассников в процессе обучения физике в условиях компьютерно ориентированной среды.
Педагогическим экспериментом доказана эффективность применения методики развития контрольно-оценивающих умений старшеклассников в условиях компьютерно ориентированной учебной среды. Результаты исследования внедрены в учебный процесс.
Dissertation on the receipt of scientific degree of the candidate of pedagogical sciences from speciality 13.00.02 - theory and method of studies (physics).
In the dissertation it has been determined and grounded an approach to the analysis of control and assessment activity of secondary school senior pupils as a system in the process of study of physics in the conditions of computer-oriented environment from the position of education “person to person” paradigm, as a result, it has been determined and grounded the particular qualities of pedagogical interaction of persons of educational process with application of the method of educational projects using means of ICT for the development of control and assessment skills in a process of study of physics in the higher forms of secondary school. It has been determined the levels of the development of control and assessment activity of secondary school senior pupils, which take into account the features of the environment of studies and make the stress on forming of conscious experience of educational activity in the conditions of informatization of society which creates pre-conditions for expansion of scientific knowledge in the area of the method of teaching of physics. Offered method with using of studies project technologies for the development of control and assess-ment activity of secondary school senior pupils in the conditions of the computer oriented educational environment. The statements concerning possibilities of the use of means of ICT for realization of personality oriented studies in the higher forms of secondary school have been subsequently developed.
Efficiency of application of the methods of the development of control and assessment skills of secondary school senior pupils in the conditions of computer-oriented environment has been proved.