Digital Repository
Dragomanov
Ukrainian State University

Психологічні основи корекційного виховання дітей з аутистичними порушеннями

ISSN: 2310-8290

Show simple item record

dc.contributor.author Шульженко, Діна Іванівна
dc.date.accessioned 2016-06-18T10:46:18Z
dc.date.available 2016-06-18T10:46:18Z
dc.date.issued 2010
dc.identifier.citation Шульженко, Діна Іванівна. Психологічні основи корекційного виховання дітей з аутистичними порушеннями : автореферат дис. ... докт. психол. наук : 19.00.08 / Д. І. Шульженко ; керівник роботи В. М. Синьов ; Нац. пед. ун-т ім. М. П. Драгоманова. - Київ, 2010. - 45 с. ua
dc.identifier.uri http://enpuir.npu.edu.ua/handle/123456789/10600
dc.description.abstract У дисертації теоретично обґрунтовано та експериментально визначено психологічні основи сучасного корекційно-виховного процесу, що розгортається в усіх типах державних, недержавних, дошкільних, шкільних, інклюзивних, освітньо-реабілітаційних закладах та в умовах домашнього виховання дітей з аутистичним спектром порушень. Проаналізовано світові та вітчизняні тенденції терапевтичної та психолого-педагогічної допомоги аутичним дітям та труднощі їх соціальної інтеграції; встановлено відсутність цілісної системи класифікацій, які б розкривали психологічні особливості аутичних дітей відповідно до комплексного (медико-психолого-педагогічного підходу), у зв’язку з чим розроблено три класифікації, зокрема з урахуванням клінічних показників аутистичного спектру, особистісного спрямування дитини на навколишнє середовище та психолінгвістичних показників розвитку дитини; з’ясовано та визначено психологічні механізми запуску аутистичних розладів, особливості інтелектуального розвитку дітей з аутистичним спектром порушень відповідно до авторських класифікацій; розроблено та впроваджено корекційні прийоми попередження та подолання аутистичних проявів. Проаналізовано та визначено рівні професійної готовності студентів-дефектологів до корекційної роботи з аутичними дітьми. Розкрито сутність індивідуальної форми корекційного навчання та виховання. Виявлено закономірності корекційного виховання в умовах наступності між спеціалістом та родиною аутичної дитини. ua
dc.description.abstract Диссертация посвящена проблеме коррекционного воспитания детей со спектром аутистических нарушений. Теоретически обоснованы и експериментально определены психологические основы современного коррекционно-воспитательного процесса. Автором раскрыты особенности современного коррекционно-воспитательного процесса аутичных детей в системе государственных, негосударственных, дошкольных, школьных, инклюзивных, образовательно-реабилитационных учреждений, а также в домашних условиях, с учетом существующих трудностей в их социальной интеграции. Рассмотрено становление и развитие медико-педагогических основ коррекционного воспитания детей-аутистов, охарактеризованы его ведущие методы и коррекционные технологии, в том числе метод оперантной терапии, методы и приемы ТЕАССН-программы, технологии формирования коммуникаций и коррекции эмоциональной сферы, клинические аспекты аутизма и его понимание в свете психоаналитической теории. Осуществлен исторический, социокультурный и коррекционно-педагогический анализ процессов формирования и развития основных направлений помощи аутичным детям в мировой и отечественной практиках. Анализ существующих медицинских и психологических классификаций позволил автору прийти к выводу об отсутствии их целостной системы, раскрывающей на основе комплексного медико-психолого-педагогического подхода психологические особенности аутичних детей. Это способствовало разработке трех авторских классификаций с учетом клинических аутистических показателей, личностной направленности ребенка и психолингвистических показателей его развития. Определены психологические механизмы запуска аутистических нарушений и их последствий – проблемного поведения, системной тревожности и самоотторжения. На основе интерпретационного (герменевтического) анализа умственной деятельности аутичных людей выявлены показатели их мотивационной сферы, а также интеллектуальный, речевой, творческий, профессиональный потенциалы в соответствии с авторскими классификациями; сформулированы и внедрены коррекционные приемы передупреждения и преодоления аутистических проявлений, блокирующих деятельность в актуальной и ближайшей зонах психического развития ребенка с учетом дифференцированного и индивидуального подходов к нему; обосновано значение инклюзивного образования аутичных детей в одном коллективе с нормально развитыми ровесниками; определены цели, задачи и основные направления работы образовательно-реабилитационного учреждения; представлены психопатологические показатели спектра аутистичных нарушений, отражающие состояние психической сферы ребенка и психологические особенности его личности, определяющие первоочередные и специфические условия для проведения коррекционной работы с ним. На основе концепции коррекции интеллекта, созданной В. М. Синевым, разработаны и апробированы диагностико-прогностическая и коррекционно-педагогическая технологии. Представлена авторская концепция организации и содержания подготовки специалистов. Определены уровни профессиональной готовности будущего специалиста к реализации диагностической, прогностической, коррекционной, инклюзивной, аналитической, консультативной, супервайзерной и других функций. Выявлены положительные тенденции в преемственности между ним и семьей аутичного ребенка. Раскрыты особенности авторской методики коррекционной работы с родителями на примере индивидуальной интерактивной коммуникации с ними, аргументирована потребность создания службы своевременной помощи семье как одной их составляющих системы специального образования в Украине. ua
dc.description.abstract The thesis contains theoretical summary and scientific solution of a set of issues for corrective and pedagogical education of children with autistic spectrum disorders based on the analysis of current world and national scientific and practical approaches, theoretical sources and their application on practice. Psychological bases for corrective education of children with autistic spectrum disorders were substantiated as a set of underlying scientific aspects of general and developmental psychology, defectology, world theories of autistic spectrum disorders etc. The psychological bases for corrective education of children with autistic spectrum disorders and their peculiarities in terms of current psychology were experimentally determined. Interpretation of intelligence as a structural psychological phenomenon ensuring conscious understanding of personal difficulties by a child, re-direction of his/her energetical strengths towards communication, constructive dialogue with environment, self-correction and self-control were proven to be an efficient approach for overcoming various aspects of autism. Three types of classification for peculiarities of psychological development of autistic children were distinguished (classification by clinical parameters, by speech level and by orientation of children towards immediate environment); the system of integrated continuous individual corrective activities with autistic children was theoretically substantiated and experimentally verified; such activities should be performed in all spheres of life and is based on systemic interelement links between mental and behavioral aspects. ua
dc.language.iso uk ua
dc.publisher Видавництво НПУ ім. М.П. Драгоманова ua
dc.subject Аутичні діти ua
dc.subject спектр аутистичних порушень ua
dc.subject психологічні основи ua
dc.subject психолого-педагогічні класифікації ua
dc.subject діагностико-прогностичний аспект ua
dc.subject компоненти інтелекту ua
dc.subject система індивідуальної корекційної допомоги ua
dc.subject корекційне виховання ua
dc.subject Аутичные дети ua
dc.subject спектр аутистических нарушений ua
dc.subject психологические основы ua
dc.subject психолого-педагогические классификации ua
dc.subject диагностико-прогностический аспект ua
dc.subject компоненты интеллекта ua
dc.subject система индивидуальной коррекционной помощи ua
dc.subject коррекционное воспитание ua
dc.subject autistic child ua
dc.subject autistic spectrum disorders ua
dc.subject child-oriented approach ua
dc.subject special psychology ua
dc.subject peculiarities of psychological development ua
dc.subject diagnostic and prognostic studies ua
dc.subject psychological and pedagogical classifications ua
dc.subject elements of intelligence ua
dc.subject a system of individual correction assistance ua
dc.subject psychological correction ua
dc.subject.classification 37.015.3:376.4(043.3) ua
dc.title Психологічні основи корекційного виховання дітей з аутистичними порушеннями ua
dc.type Other ua


Files in this item

This item appears in the following Collection(s)

Show simple item record

Search DSpace


Browse

My Account

Statistics