У дисертаційному дослідженні здійснено історико-педагогічний аналіз професійної підготовки вчителів фізичної культури в Польщі (друга половина ХІХ – початок ХХІ століття) в контексті змін, що відбувались у системі фізичного виховання школярів у цей історичний період. Визначені та теоретично обґрунтовані основні історичні етапи розвитку системи підготовки вчителів фізичної культури у Польщі: етап створення перших інституцій, в яких проводилась підготовка вчителів гімнастики для шкіл, починаючи з ХІХ століття по 1918 р.; етап формування національної системи фізкультурної освіти (1918 – 1939 рр.); післявоєнний етап, який мав особливі періоди (40 – 50, 60 – 70, 80 – 90 роки), обумовлені змінами у системі підготовки спеціалістів фізичного виховання і спорту й відзначився створенням академій фізичного виховання у Познані, Кракові, Вроцлаві, Гданську та Катовицах; сучасний етап реформування шкільної та вищої освіти у Польщі наприкінці ХХ – початку ХХІ століття.
Розроблена і теоретично обґрунтована модель професійних компетенцій випускників польських ВНЗ, які готують майбутніх учителів фізичної культури. Сформованість цих компетенцій дозволить їм успішно реалізувати педагогічні функції, спрямовані на комплексне вирішення оздоровчих, освітніх та виховних завдань у школі.
В роботі визначені найбільш актуальні аспекти організації і змісту сучасної підготовки вчителів фізичної культури у Польщі, які можна використати у модернізації системи підготовки фахівців цієї галузі у вищих навчальних закладах України.
В диссертации, на основе проведенных исследований установлено, что система профессиональной подготовки учителей физической культуры в Польше формировалась и совершенствовалась на разных исторических этапах в тесной взаимосвязи с эволюцией школьного образования. Основные этапы становления и развития национальной системы физического воспитания школьников и подготовки специалистов физической культуры и спорта были обусловлены историческими, военно-политическими, экономическими и социально-культурными факторами.
В работе определены и теоретически обоснованы основные исторические этапы развития системы подготовки учителей физической культуры в Польше: этап создания первых институций, которые проводили подготовку учителей гимнастики для школ с Х1Х столетия до 1918 г.; этап формирования национальной системы физкультурного образования в 1918 – 1939 гг.; послевоенный этап, который имел свои специфические периоды (40 – 50, 60 – 70, 80 – 90 гг.), обусловленные изменениями в системе подготовки физкультурных кадров, создание академий физического воспитания в Познани, Кракове, Вроцлаве, Гданьске, Катовицах; современный этап реформирования школьного и высшего образования в Польше в конце ХХ и начале ХХI столетия (переход к интеграции с государственными и общественными структурами Европейского Союза).
Каждый из этих исторических этапов имеет свои характерные особенности, они взаимосвязаны с требованиями общества и государственными заданиями, которые ставились перед школьным и высшим образованием. Установленные этапы отображают динамику социально-экономического развития Польши, ее политического строя, развития науки о физическом воспитании подрастающих поколений, потребности польских школ в квалифицированных учителях физической культуры.
Разработана и теоретически обоснована модель профессиональных компетенций выпускников польских ВУЗов, которые осуществляют подготовку учителей физической культуры. Наличие этих компетенций дает им возможность успешно реализовать педагогические функции, направленные на комплексное решение оздоровительных, образовательных и воспитательных задач на уроках и в различных формах спортивно-массовой работы с учащимися во внеурочное время.
Выпускник факультета физического воспитания ВУЗа или академии физического воспитания, у которого сформированы данные компетенции имеет необходимые общенаучные, психолого-педагогические и специальные знания, относящиеся к организации и методике проведения уроков, рекреационных занятий и спортивных секций; перспективного и оперативного планирования учебно-воспитательной работы, розработки авторских программ для каждого класса; использования информационных технологий и интернета для получения необходимых знаний в области физического воспитания детей и молодежи; умений использовать средства физической культуры в воспитании у школьников положательных моральных и волевых качеств.
Определены наиболее актуальные аспекты в организации и содержании современной подготовки будущих учителей физической культуры в Польше, которые можно использовать в модернизации системы подготовки педагогов данного предмета в практике украинских ВУЗов. В частности: законодательное обеспечение функционирования учебных заведений разного типа; расширение автономии ВУЗов и введение двух квалификаций (лицензиат и магистр) в высшем образовании; обязательное проведение со студентами летних, зимних и туристских лагерных сборов; создание общепольской компютерной базы библиотек и широкое использование мультимедиальных средств в учебном процессе со студентами; создание преподавателям ВУЗов благоприятных условий для публикации авторских учебников, научных монографий, методических пособий, сборников научно-практических конференций; обмен научно-педагогическими кадрами и студентами между зарубежными учебными заведениями и своей страны; проведение переодических ротаций руководящих кадров (деканов, проректоров, ректоров) ВУЗов, которые могут быть избраны не более, чем на два срока, в соответствии с Законом о высшем образовании Польши.
The dissertation focuses on the historical and pedagogical analysis of professional and pedagogical training physical culture teachers in Poland in the second half of the 19th – the beginning of the 21st centuries in the context of those changes which have taken place in the system of school children's physical education during this historical period. It defines and theoretically motivates the principal historical periods in the development of the system of physical culture teachers’ training in Poland: the period of creating the first institutions for training school teachers of gymnastics beginning from the 19th century up to 1918; the period of forming the national physical education system (1918 - 1939); the post-war period with its specific periods (the 1940 - 50s, the 1960 - 70s, the 1980 - 90s) conditioned by the changes in the training system of physical culture personnel and by establishing physical culture academies in Poznan, Cracow, Wroclaw, Gdansk and Katowice; and the modern period of reforming schooling and higher education in Poland at the end of the 20th and the beginning of the 21st centuries.
The dissertation elucidates and theoretically substantiates the model of professional and pedagogical competence of the graduates of Polish higher schools training future physical culture teachers. Availability of such competence will enable them to successfully perform pedagogical functions aimed at integral accomplishing health-improvement and educational tasks at school.
The work also characterizes the most topical aspects of the organization and content of the modern system of physical culture teachers’ training in Poland which can be used in Ukrainian institutions of higher education for modernizing the system of training specialists in this field.