Цифровий репозитарій
Українського державного університету
імені Михайла Драгоманова

Формування рефлексії у майбутніх учителів музики в процесі вивчення української хорової духовної музики

ISSN: 2310-8290

Показати скорочений опис матеріалу

dc.contributor.author Парфентьєва, Ірина Петрівна
dc.date.accessioned 2016-06-08T08:35:54Z
dc.date.available 2016-06-08T08:35:54Z
dc.date.issued 2010
dc.identifier.citation Парфентьєва І. П. Формування рефлексії у майбутніх учителів музики в процесі вивчення української хорової духовної музики : автореферат дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02 / І. П. Парфентьєва ; наук. кер. А. В. Козир ; Нац пед. ун-т ім. М. П. Драгоманова. - Київ, 2010. - 21 с. ua
dc.identifier.uri http://enpuir.npu.edu.ua/handle/123456789/10480
dc.description.abstract У дисертаційному дослідженні розглянуто проблему формування рефлексії у майбутніх учителів музики в процесі вивчення української хорової духовної музики, де означений феномен трактується як соціально обумовлений психічний процес, що виконує саморегуляцію особистості у процесі фахового розвитку та передбачає самоспрямованість її свідомості на власні переживання творів мистецтва, які виникають на основі чуттєвого пізнання і дозволяють управляти особистісними цінностями. Визначено критерії, показники й рівні сформованості рефлексії у майбутніх учителів музики. Виявлено методи і прийоми роботи над творами української хорової духовної музики, які сприяють формуванню рефлексії у майбутніх учителів музики. Розроблено й експериментально перевірено методику формування рефлексії. ua
dc.description.abstract В диссертационном исследовании рассмотрена проблема формирования рефлексии у будущих учителей музыки в процессе изучения украинской хоровой духовной музыки. Исследуемый феномен трактуется как социально обусловленный психический процесс, который исполняет саморегуляцию личности в процессе профессионального развития и предусматривает самонаправленность её сознания на собственные переживания произведений искусства, которые появляются на основе чувственного познания и позволяют управлять личностными ценностями. Выделены критерии, показатели и уровни рефлексии у будущих учителей музыки. Выявлены методы и приёмы работы над произведениями украинской хоровой духовной музыки, которые способствуют формированию рефлексии у будущих учителей музыки. Разработана и экспериментально проверена методика формирования рефлексии у будущих учителей музыки в процессе изучения украинской хоровой духовной музыки, которая включала в себя констатирующий, формирующий и контрольный этапы эксперимента. Критерии и показатели рефлексии будущего учителя музыки разрабатывались на основе анализа и обобщения теоретических положений формирования рефлексии, представленных в первом и втором разделах диссертации, а также с расчётом музыкальной и музыкально-педагогической деятельности, специфики изучения украинской хоровой духовной музыки. Обозначенная категориальная структура сформированности рефлексии будущего учителя музыки была взята за основу педагогической диагностики данного феномена. Констатирующий эксперимент был разделён на три этапа. На первом этапе с целью выявления показателей мотивационной направленности студентов на ценностно-смысловые ориентиры в рефлексивной деятельности широко использовались методы анкетирования, устного и письменного опроса, стандартных и свободных интервью, выборочных бесед. Второй этап проводился в условиях работы студенческого хорового коллектива. Его целью было определение особенностей проявления показателей критерия регуляции эмоционально-волевого состояния в исполнительской деятельности, которые определяли эмоционально-эмпатийный компонент рефлексии будущего учителя. Для подтверждения результатов уровня сформированности рефлексии будущего учителя музыки был проведен третий этап констатирующего эксперимента, который был направлен на выявление результативно-творческого компонента рефлексии и проверку показателей критерия ориентации студентов на духовно-творческую реализацию. Формирующий эксперимент также проводился в три этапа: познавательно-самоанализирующий, ценностно-саморегулятивный и осознанно-творческий. Здесь была зафиксирована динамика роста показателей сформированности рефлексии у студентов экспериментальной группы, что свидетельствует про действенность и эффективность проведенной педагогической работы соответственно разработанной методики формирования рефлексии будущего учителя музыки в процессе изучения украинской хоровой духовной музыки. Контрольный этап эксперимента позволил сделать сравнительный анализ статистических данных двух предыдущих этапов. В результате проведенной работы в экспериментальной группе увеличился уровень сформированности рефлексии: высокий на 53,4 %, низкий – уменьшился почти в 10 раз. В контрольной группе показатели существенно не изменились. Таким образом, задание исследования выполнено, цель достигнута. Результаты исследования могут стать основой для дальнейшей разработки эффективных методов и приёмов формирования рефлексии у будущих учителей музыки. ua
dc.description.abstract The dissertation research deals with the problem of developing of reflection for future music teachers in the process of study of Ukrainian choral sacred music, where the noted phenomenon is interpreted as a social psychic process, that executes self-regulation of personality in the process of professional development and foresees the orientation of her consciousness on the own experiencing of works of art, which arise up on the basis of perceptible cognition and allow to manage personality values. Criteria, indexes and levels of developed reflection are defined for prospective music teachers. Methods and techniques of work with Ukrainian choral spiritual music are exposed which assist developing of reflection for prospective music teachers. Methodology of reflection’s developing is worked out and experimentally tested. ua
dc.language.iso uk ua
dc.publisher Видавництво НПУ ім. М.П. Драгоманова ua
dc.subject рефлексія ua
dc.subject українська хорова духовна музика ua
dc.subject майбутні учителі музики ua
dc.subject поетапна методика ua
dc.subject рефлексия ua
dc.subject украинская хоровая духовная музыка ua
dc.subject будущие учителя музыки ua
dc.subject поэтапная методика ua
dc.subject reflection ua
dc.subject Ukrainian choral sacred music ua
dc.subject prospective music teachers ua
dc.subject stage-by-stage technique ua
dc.subject.classification 378.637.016:78(043.3) ua
dc.title Формування рефлексії у майбутніх учителів музики в процесі вивчення української хорової духовної музики ua
dc.type Other ua


Долучені файли

Даний матеріал зустрічається у наступних фондах

Показати скорочений опис матеріалу