ISSN: 2310-8290
Показати скорочений опис матеріалу
dc.contributor.author | Демченко, Наталія Михайлівна | |
dc.date.accessioned | 2016-06-03T12:06:30Z | |
dc.date.available | 2016-06-03T12:06:30Z | |
dc.date.issued | 2010 | |
dc.identifier.citation | Демченко Н. М. Гуманітарна освіта в рецепції славістів Лівобережної України (друга половина ХІХ - початок ХХ століття) : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 / Н. М. Демченко ; керівник роботи Л. П. Вовк ; Нац пед. ун-т ім. М. П. Драгоманова. - Київ, 2010. - 20 с. | ua |
dc.identifier.uri | http://enpuir.npu.edu.ua/handle/123456789/10239 | |
dc.description.abstract | Дисертацію присвячено дослідженню проблем гуманітарної освіти славістами Лівобережної України другої половини ХІХ – початку ХХ століття. Здійснено ретроспективний аналіз процесу формування славістичних наукових шкіл Лівобережної України; визначено чинники, що сприяли її становленню; досліджено умови становлення світоглядно-педагогічних переконань і життєвих цінностей словесників означеного періоду. У дослідженні доведено, що особливе місце в теоретичній спадщині слов’янознавців Лівобережної України займала проблема мови як засобу формування національної самосвідомості. Розкрито їх погляди на проблему особистості вчителя, його професійної підготовки та самоудосконалення. Узагальнено внесок представників словесності Лівобережної України в розробку теорії та практики проблем змісту гуманітарної освіти. Визначено особливості їхніх ідей щодо тенденцій розвитку освіти, принципів формування змісту освіти класичних навчальних закладів, вимог до його відбору та умов практичної реалізації. | ua |
dc.description.abstract | Диссертация посвящена исследованию проблем гуманитарного образования представителями словесности Левобережной Украины второй половины ХІХ – начала ХХ века (И.Белоруссов, А.Будилович, П.Заболотский, А.Музыченко, Н.Лавровский, В.Науменко, А.Потебня, Н.Скворцов, Н.Сумцов, М.Тулов и др.). Осуществлён ретроспективный анализ процесса формирования славистических научных школ Левобережной Украины. Исследованы экономические, социокультурные и образовательные условия, что содействовали становлению мировоззренческих, жизненных ценностей и педагогических взглядов славистов исследуемого периода. В работе доказано, что особое место в теоретическом наследии представителей словесности Левобережной Украины занимала проблема языка. Учёные выделяли гносеологическую (И.Срезневский), комуникативную (И.Срезневский), экспрессивную (А.Будилович), национально формирующую (О.Потебня), культурологическую (Н.Сумцов) функции языка в процессе формирования личности и её национального самосознания. Систематизируется вклад представителей словесности Левобережной Украины исследуемого периода в разработку проблем содержания образования. В диссертации выявлены особенности их теоретических идей о целях, заданиях, тенденциях развития и принципов формирования содержания образования отечественных гуманитарных учебных заведений, требованиях к его отбору и условиям реализации. Среди тенденций развития отечественного образования второй половины ХІХ века они называли гуманизацию, национальное и гуманистическое направление образования, попытки отделения школы от церкви и отказа от неизменности системы образования. В начале ХХ века учёные выделяли также и тенденции постепенного перехода от информативных к активным методам обучения, непрерывность образования и тенденцию выделения воспитания в отдельную область педагогической науки. Анализ педагогического наследия славистов Левобережной Украины даёт возможность утверждать, что учёными отстаивались идеи формирования содержания образования гуманитарной школы на основе принципов народности, воспитывающего обучения, научности, последовательности и систематичности, доступности и учёта индивидуальных особенностей учеников, связи обучения с жизнью. В ходе исследования установлено, что теоретические и практические изыскания учёных сопровождались активным усовершенствование учебных планов и программ, поиском новых путей их реализации, определением дидактической ценности каждого учебного предмета для реализации целей классической гимназии. Педагоги определяли главным заданием гуманитарной школы содействие умственному развитию и моральному потенциалу детей; настаивали на том, что учебные планы и программы классических гимназий должны основываться на изучении гуманитарных предметов. Славистами были определены требования к учебным программам классической гимназии: концентрация учебного материала по предмету; группирование около него всей дополнительной информации по дисциплине; разгрузка учебных программ от излишне сложного материала; учитывать при подготовке учебных программ возрастных особенностей и уровня развития учеников; концентрический способ составления учебных программ. В исследовании раскрываются взгляды словесников второй половины ХІХ – начала ХХ века на проблему личности учителя. В их работах обосновывались необходимость специальной педагогической подготовки учителя, формулировались мотивационные, морально-личностные и профессиональные требования к его личности. | ua |
dc.description.abstract | The dissertation examines the issues of the research of humanitarian education by the slavists of the Left Bank Ukraine in the second half of the XIXth – the early XXth century. The thesis makes a retrospective analysis of the formation process of slavic sciences in the Left-bank Ukraine; it identifies the factors that contributed to their generations; the conditions of formation of ideological and pedagogical beliefs and life values of the philologists of the period under research. The study has proved a conspicuous place of the language issue as a means of formation of the national consciousness in the theoretical heritage of the slavists of the Left Bank Ukraine. The research has revealed their views on the problem of the teacher’s personality, his training and self-improvement. The dissertation summarized the contribution of the slavist representatives of the Left-bank Ukraine to the development of the theory and practice of the issue of the humanities. The peculiarities of their ideas as for the trends in education, the principles of the classical educational essence, requirements for its selection and terms of implementation are revealed and characterized. | ua |
dc.language.iso | uk | ua |
dc.publisher | Видавництво Ніжинського державного університету ім. М. Гоголя | ua |
dc.subject | гуманітарна освіта | ua |
dc.subject | славісти | ua |
dc.subject | науково-теоретична спадщина | ua |
dc.subject | тенденції розвитку освіти | ua |
dc.subject | принципи формування змісту освіти | ua |
dc.subject | класичні навчальні заклади | ua |
dc.subject | рідна мова | ua |
dc.subject | особистість вчителя | ua |
dc.subject | гуманитарное образование | ua |
dc.subject | слависты | ua |
dc.subject | теоретико-научное наследие | ua |
dc.subject | тенденции развития гуманитарного образования | ua |
dc.subject | принципы формирования содержания образования | ua |
dc.subject | родной язык | ua |
dc.subject | личность учителя | ua |
dc.subject | scientific sсhoоl | ua |
dc.subject | slavists | ua |
dc.subject | scientific and theoretical heritage of the slavists of the Left Bank Ukraine | ua |
dc.subject | principles of forming the content of education | ua |
dc.subject | classical education | ua |
dc.subject | native language | ua |
dc.subject | teacher’s personality | ua |
dc.subject.classification | 37(09)(477)"18/19" | ua |
dc.title | Гуманітарна освіта в рецепції славістів Лівобережної України (друга половина ХІХ - початок ХХ століття) | ua |
dc.type | Other | ua |