Digital Repository
Dragomanov
Ukrainian State University

Формування потреби у самовдосконаленні молодших підлітків у позаурочній діяльності

ISSN: 2310-8290

Show simple item record

dc.contributor.author Білоусова, Надія Валентинівна
dc.date.accessioned 2016-05-31T06:25:29Z
dc.date.available 2016-05-31T06:25:29Z
dc.date.issued 2010
dc.identifier.citation Білоусова Н. В. Формування потреби у самовдосконаленні молодших підлітків у позаурочній діяльності : автореферат дис. ... канд. пед. наук : 13.00.07 / Н. В. Білоусова ; Нац пед. ун-т ім. М. П. Драгоманова. - Київ, 2010. - 20 с. ua
dc.identifier.uri http://enpuir.npu.edu.ua/handle/123456789/10208
dc.description.abstract У дисертації здійснено теоретичний аналіз проблеми формування потреби у самовдосконаленні молодших підлітків у позаурочній діяльності, обґрунтовано і впроваджено у практику ЗОШ модель формування потреби у самовдосконаленні у молодших підлітків, розкрито суть та специфіку апробації педагогічних умов (розробка та впровадження науково-теоретичного та методичного забезпечення процесу формування потреби у самовдосконаленні; створення емоційно-творчого морально-психологічного клімату класу; підвищення педагогічної культури батьків у напрямі підтримання потреби дітей у самовдосконаленні); удосконалено зміст і форми позаурочної діяльності з формування потреби у самовдосконаленні молодших підлітків. ua
dc.description.abstract Робота посвящается исследованию проблемы формирования потребности в самосовершенствовании младших школьников. В диссертации доказано, что психолого-педагогическая проблема совершенствования нашла отображение в трудах научных работников, вклад которых заключается в обосновании разных подходов к трактовке понятия “самоусовершенствования”, в определении направлений, проявлений, форм, условий самоусовершенствования и особенностей психического развития учеников младшего подросткового возраста в соответствии с деятельносным, субъектным, акмеологическим и компетентносным подходами. Уточнено понятие “потребность в самосовершенствовании младших подростков”. Выделено структурные компоненты (содержательный, мотивационный, эмоционально-волевой, самотворческий) стадии развития потребности в самосовершенствовании (конструктивная, динамично-прогрессирующая, начальная). Обоснованы критерии, соответствующие им показатели (когнитивный – наличие знаний о процессе самосовершенствования, мотивационный – сформированность стремления к самосовершенствованию и потребности в достижениях, афективный – сформированность самооценки и уровня притязаний, деятельностный – сформированность саморегуляции и личносных качеств, которые направлены на самосовершенствование, степень задеянности в позаурочной деятельности), а также уровни сформированности потребности в самосовершенствовании младших подростков (высокий, средний, низкий). При помощи выделенных показателей проведено диагностические срезы и выявлено наличие низкого уровня сформированности потребности в самосовершенствовании у значительной части младших подростков. Выяснено, что такая ситуация обусловлена недостаточным внимание к вопросу формирования потребности в самоусовершенствовании младших подростков, в частности, необходимостью: значительного усовершенствовании научно-теоретического и методического обеспечение работы учителей для формирования потребности в самоусовершенствовании младших подростков; конкретизации теоретической и практической подготовки родителей к формированию у учеников потребности в самоусовершенствовании во внеурочной деятельности; организации систематической работы школы и семьи в формирования отмеченной потребности. Теоретической основой формирующего этапа эксперимента стала разработанная модель формирования потребности в самосовершенствовании во внеурочной деятельности, которая включила такие структурные блоки: целевой, содержание, процессуальное, контрольно-регулятивное, результативный и блок “Педагогические условия”, который стал определяющим при обосновании других блоков. Модель легла в основу авторской программы по формированию потребности в самосовершенствовании младших подростков. Доказано, что эффективность формирования потребности в самоусовершенствовании зависит от обеспечения таких педагогических условий: разработки и внедрения научно-теоретического и методического обеспечения процесса формирования потребности в самоусовершенствовании; создание эмоционально-творческого морально-психологического климата класса; повышение педагогической культуры родителей в направлении поддержки потребности детей в самоусовершенствовании. Реализация отмеченных педагогических условий предусматривает разработку и внедрение: социально-воспитательного проекта для учеников “Совершенствованию человека нет границ”, методического семинара для учителей “Самосовершенствование личности младшего подростка”, педагогического лектория для родителей. Робота по формированию потребности в самосовершенствовании у младших подростков проводилась с учениками ЭГ, классными руководителями, родителями учеников. Итоговый срез за выделенными критериями и их показателями подтвердил эффективности авторской программы и четкую положительную динамику развития потребности в самосовершенствовании у младших подростков экспериментальной группы. Доказано, что в результате внедрения модели и педагогических условий формирования потребности в самоусовершенствовании младших подростков во внеурочной деятельности на основе использования научно- обоснованных и целесообразных форм внеурочной работы (социально-воспитательный проект для младших подростков; привлечение воспитанников к кружкам, секциям, коллективным творческим делам; экскурсии; выставки ученического творчества; консультации) в воспитанников экспериментальных групп: сформировался интерес к самоусовершенствованию, появилось стойкое осознанное стремление к самоусовершенствованию и к достижению успеха. ua
dc.description.abstract In the thesis the author effectuates theoretical analysis of the problem formation of the need for self-perfection in junior teenagers in the extra-curricula activity; essence and specific of approbation of pedagogical terms (effective formation of the need for self-perfection in junior teenagers comprise proper scientific theoretical and methodological ensuring of the process, creating favorable microclimate in the class group, organizing of the educational process on the basis of personality oriented approach, rising of methodological and scientific level of form masters and the pedagogical culture of parents in the direction of support of necessity of children in self-perfection) is exposed; the context and forms of the extra-curricula activity with formation of the need for self-perfection in junior teenagers. ua
dc.language.iso uk ua
dc.subject самовдосконалення ua
dc.subject молодший підліток ua
dc.subject потреба в самовдосконаленні молодших підлітків ua
dc.subject структурні компоненти потреби в самовдосконаленні молодших підлітків ua
dc.subject позаурочна діяльність ua
dc.subject самосовершенствование ua
dc.subject младшие подростки ua
dc.subject потребность в самосовершенствовании младших подростков ua
dc.subject структурные компоненты потребности в самосовершенствовании младших подростков ua
dc.subject внеурочная деятельность ua
dc.subject self-perfection ua
dc.subject junior teenagers ua
dc.subject need for self-perfection in junior teenagers ua
dc.subject components of the need for self-perfection ua
dc.subject extra-curricula activity ua
dc.subject.classification [373.51+37.03]-053.6 ua
dc.title Формування потреби у самовдосконаленні молодших підлітків у позаурочній діяльності ua
dc.type Other ua


Files in this item

This item appears in the following Collection(s)

Show simple item record

Search DSpace


Browse

My Account

Statistics