Цифровий репозитарій
Українського державного університету
імені Михайла Драгоманова

Методика формування екологічних знань старшокласників профільної школи у процесі навчання біології

ISSN: 2310-8290

Показати скорочений опис матеріалу

dc.contributor.author Горбулінська, Світлана Михайлівна
dc.date.accessioned 2016-05-11T13:59:38Z
dc.date.available 2016-05-11T13:59:38Z
dc.date.issued 2010
dc.identifier.citation Горбулінська С. М. Методика формування екологічних знань старшокласників профільної школи у процесі навчання біології : автореферат дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02 / С. М. Горбулінська ; керівник роботи Г. П. Пустовіт ; Нац пед. ун-т ім. М. П. Драгоманова. - Київ, 2010. - 20 с. ua
dc.identifier.uri http://enpuir.npu.edu.ua/handle/123456789/10107
dc.description.abstract Дисертація присвячена проблемі розробки та впровадження методики формування екологічних знань старшокласників профільної школи у процесі навчання біології. Проаналізовано стан досліджуваної проблеми в психолого-педагогічній, методичній літературі та практиці шкільної біологічної освіти. Здійснено історико-педагогічний огляд проблеми дослідження, визначено місце та роль екологічних знань у забезпеченні умов ефективної підготовки старшокласників профільної школи до життя у майбутньому на принципах екологічної доцільності. Розроблено концептуальний підхід до формування екологічних знань старшокласників профільної школи у процесі навчання біології, який полягає у запровадженні шляхів засвоєння екологічних знань та педагогічних умов їх формування. Розкрито зміст і методику формування екологічних знань старшокласників профільної школи у процесі навчання біології. Розроблено, експериментально перевірено й впроваджено в практику профільної школи курси за вибором з екології: „Сучасні тератогени та їхній вплив на людину” і „Моніторинг довкілля”. ua
dc.description.abstract В диссертации на основании анализа литературных источников по педагогике, психологии, методике преподавания биологии теоретически обосновано проблему формирования экологических знаний старшеклассников профильной школы как важной составляющей школьного учебного предмета „Биология”. Раскрыто значение экологических знаний в связи с возрастающим влиянием человеческой деятельности на развитие и существование окружающего мира. Методика формирования экологических знаний старшеклассников профильной школы в процессе обучения биологии осуществляется с помощью системы методических приемов усвоения экологических понятий, явлений, фактов, экологических проблем биосферы, обобщения учебного материала, формирования способов учебно-познавательной деятельности в процессе обучения биологии. Исходя из этого, разработан концептуальный подход к формированию экологических знаний старшеклассников профильной школы: 1) формирование эмпирических, теоретических и методологических знаний, 2) использование педагогических условий формирования экологических знаний старшеклассников профильной школы, которые включают отбор и структурирование учебного материала экологического содержания для постепенного перехода уровня знаний старшеклассников профильной школы от эмпирического к теоретическому; организацию активной познавательной деятельности старшеклассников профильной школы, оптимальное использование межпредметных связей в формировании экологических знаний, внедрение учебных курсов по экологии для развития познавательных интересов старшеклассников с учетом профиля обучения. Разработаны курсы экологического содержания для профильного обучения старшеклассников - „Современные тэратогены и их влияние на человека” и „Мониторинг окружающей среды”. Содержание учебной программы курса „Современные тэратогены и их влияние на человека” состоит из лекционных, семинарских и практических занятий. Тематика рассчитана на получение старшеклассниками знаний о влиянии окружающей среды на наследственность и развитие человека, а также формирование умений и навыков здорового образа жизни. „Мониторинг окружающей среды” как учебная программа для физико-математического профиля обучения состоит из лекционных, семинарских и практических занятий с заданиями математической статистики. Их изучение предусматривает широкое использование исследовательского метода формирования экологических знаний. Подробно раскрыта организация констатирующего эксперимента, осуществленного в условиях реального учебного процесса. Результаты констатирующего эксперимента засвидетельствовали недостаточный уровень экологических знаний старшеклассников, что позволило сделать вывод о недостаточной эффективности их формирования в процессе обучения биологии профильной школы. В процессе исследования разработан концептуальный подход к формированию экологических знаний старшеклассников, который содержит эмпирическое, теоретическое и методологическое направления и педагогические условия эффективной организации методов процесса обучения, а также их внедрение в практику обучения биологии старшеклассников профильной школы. Описано организацию и ход формирующего эксперимента по практической проверке разработанного концептуального подхода, представлены полученные результаты, их количественный и качественный анализ. Анализ полученных в ходе экспериментального исследования результатов позволил сделать выводы о достаточно заметных положительных качественных и количественных изменениях экологических знаний старшеклассников экспериментальных классов по сравнению с контрольными. Формирующим педагогическим экспериментом подтверждена педагогическая целесообразность и эффективность обоснованных нами подходов, принципов, направлений, структуры и построения содержания формирования экологических знаний старшеклассников профильной школы. ua
dc.description.abstract The thesis is devoted to the problem of developing and implementing methods of ecological knowledge formation in profile school seniors during studying of biology. The state of the investigated problem was analyzed in psychological- pedagogical, methodical literature and practice of school biological education. Historical and pedagogical overview of research issues was done, definition of basic ecological concepts based on the analysis was presented and place and role of ecological knowledge in ensuring the effective preparation of profile school seniors to the future life based on environmental suitability was defined. A conceptual approach to the formation of ecological knowledge in profile school seniors during studying of biology was performed. It consists in introducing the learning directions of ecological knowledge and pedagogical conditions of ecological knowledge formation in profile school seniors during studying of biology. We have revealed the content and method of ecological knowledge formation in profile school seniors during studying of biology. The courses for choice on ecology were developed, experimentally tested and implemented in practice in profile school: “Modern teratogenes and their impact on humans” and “Environmental monitoring”. We described the organization and the progress of forming experiment on verifying the methodology effectiveness of ecological knowledge formation in profile school seniors, presented the obtained results and their analysis. ua
dc.language.iso uk ua
dc.publisher Видавництво НПУ ім. М.П. Драгоманова ua
dc.subject методика формування екологічних знань ua
dc.subject профільна школа ua
dc.subject концептуальний підхід ua
dc.subject емпіричний критерій ua
dc.subject теоретичний критерій екологічних знань ua
dc.subject методика формирования экологических знаний ua
dc.subject профильная школа ua
dc.subject концептуальний подход ua
dc.subject эмпирический критерий ua
dc.subject теоретический критерий экологических знаний ua
dc.subject method of ecological knowledge formation ua
dc.subject profile school ua
dc.subject the approach ua
dc.subject empirical criteria ua
dc.subject theoretical criteria ecological knowledge ua
dc.subject.classification 373.5.016:57:504 ua
dc.title Методика формування екологічних знань старшокласників профільної школи у процесі навчання біології ua
dc.type Other ua


Долучені файли

Даний матеріал зустрічається у наступних фондах

Показати скорочений опис матеріалу