У дисертації на основі широкого кола джерел та літератури комплексно досліджується становище протестантських релігійних організацій в Україні у повоєнний період, їх діяльність та взаємовідносини з органами державної влади. Аналізується мережа, структура та склад протестантських релігійних організацій. Охарактеризована нормативно-правова база регулювання питань культової релігійної діяльності. Розкрита роль і завдання окремих державних інституцій у здійсненні урядової політики як на загальнодержавному, так і на місцевому рівнях. Визначені методи та засоби її впровадження.
Проаналізовано становище громад віруючих-протестантів, які отримали державну реєстрацію. З’ясовані причини ізоляції великої кількості громад протестантів, що змушені були діяти у підпіллі, не маючи реєстраційних документів. Висвітлені форми і методи протесту віруючих щодо напрямів державної антирелігійної політики.
В диссертации на основе системного анализа широкого круга источников и научной литературы комплексно исследуется положение протестантских религиозных организаций в Украине в послевоенный период, их деятельность, а также взаимоотношения с органами государственной власти.
Особое внимание уделяется протестантским организациям, которые имели большую популярность среди населения Украины: церковь евангельських христиан, баптисты, пятидесятники (христиане веры евангельской, христиане евангельской веры), адвентисты седьмого дня, свидетели Еговы.
Проанализирован географический фактор организации групп протестантских верующих. Большее их количество сосредоточено было на территориях Киевской, Ровенской, Каменец-Подольской и Сумской областей Украины.
Изучена сеть, стуктура и состав протестантских религиозных организаций. Исследован социальный, культурно-образовательный и возрастной состав протестантских организаций в послевоенный период.
Охарактеризована нормативно-правовая база регулирования вопросов религии, в частности протестантской, которая формировалась из многочисленных директив, приказов, постановлений правительства и руководящих органов.
Раскрыта роль отдельных государственных институтов, деятельность которых была направлена на реализацию религиозной политики как на общегосударственном, так и на местном уровнях. Прослежены методы и способы политики, основанные на дискредитации протестантских священнослужителей, локализации религиозного движения, закрытия молитвенных домов, искоренения религиозного сознания.
Определены основные направления регистрации и ведения учета деятельности протестантских религиозных организаций в послевоенный период.
Исследованы причины изоляции большого количества организаций протестантов, которые не смогли зарегистрироваться в органах государственной власти и вели свою деятельность подпольно.
Автором анализируются формы протестов верующих, такие как: направление жалоб, заявлений, ламентаций руководителям государства, местным органам власти, уполномоченным в делах религии на местах, формирование системы взаимопомощи между конфессиями, а также нелегальная печать материалов религиозного содержания.
В диссертации сделан вывод о том, что объективное изучение положения протестантизма в Украине в послевоенный период, анализ необъективного отношения к деятельности протестантских оргнизаций дает возможность осмыслить религиозную ситуцию в стране, выработать более демократические взаимоотношения между государством и протестантскими верующими.
The thesis, on the basis of wide range of sources of information and literature, investigates complexly the situation of protestant religious organizations in Ukraine in postwar period, their activity and relations with the authorities. The system, structure and composition of protestant religious organizations are analyzed. Normative legal basis of regulating cultural religious activity is characterized. The significance and tasks of some of the state institutions that deal with the realization of the governmental policy on the nationwide and local levels are revealed. The methods and means of its implementation are determined.
The situation of believer protestant communities that received state registration is analyzed. The thesis clarifies the reasons of isolation of a large number of protestant communities that had to operate underground having no registration documents. The forms and methods of believers’ protest concerning directions of state antireligious policy are enlightened.