Соціальний пріоритет сімейного виховання дітей з порушеннями розвитку в Україні апріорі дозволяє у процесі виховання і навчання знаходити підтримку в самих зацікавлених людях – батьках. Однак, сучасне соціально-економічне розшарування суспільства, яке зумовлює бідність, відсутність ефективних освітніх і соціальних програм підтримки, почасти, перешкоджає створенню малозабезпеченими батьками достатніх умов для виховання і навчання дітей з порушеннями розвитку. Особливі труднощі, в цьому зв’язку, переживають одинокі матері, які перебувають у постійному пошуку можливостей подолання бідності та забезпечення для своїх дітей максимальних умов розвитку. Автор обґрунтовує необхідність дослідження виховного ресурсу одинокої матері, яка опікується дитиною з порушенням розвитку, та розкриває його сутність. У статті стверджується важливість усіх основних компонентів виховного ресурсу одинокої матері (внутрішньосімейних взаємин, моральної спрямованості, педагогічної культури) як застави успішної адаптації та соціалізації дитини. Рівень виховного ресурсу матері пов’язується зі спроможністю виконання нею низки специфічних функцій, які забезпечать зростання психофізичного і соціального статусу дитини. Акцентується увага на відповідальності держави за надання одинокій матері необхідної підтримки у вихованні дитини з порушенням у розвитку.
Социальный приоритет семейного воспитания детей с нарушениями развития в Украине априори позволяет в процессе воспитания и обучения находить поддержку в самых заинтересованных людях – родителях. Однако, современное социально-экономическое расслоение общества, приводящее к бедности, отсутствие эффективных образовательных и социальных программ поддержки, зачастую, препятствует созданию малоимущими родителями достаточных условий для воспитания и обучения детей с нарушениями развития. Особенные трудности, в этой связи, переживают одинокие матери, находящиеся в постоянном поиске возможностей совладания с бедностью и обеспечения для своих детей максимальных условий развития. Автор обосновывает необходимость исследования воспитательного ресурса одинокой матери, которая опекает ребенка с нарушением развития, а также раскрывает его сущность. В статье утверждается важность всех основных компонентов воспитательного ресурса одинокой матери (внутрисемейных отношениях, моральной направленности, педагогической культуры) как основания успешной адаптации и социализации ребенка. Уровень воспитательного ресурса матери связан с возможностью исполнения ряда специфических функций, которые обеспечат рост психофизического и социального статуса ребенка. Акцентируется внимание на ответственности государства за предоставление одинокой матери необходимой поддержки в воспитании ребенка с нарушением развития.
The social priority of family education of children with disabilities in Ukraine a priori allows to find support of the most interested people – parents – in the educational training process. However, current socio-economic stratification of society, leading to poverty, lack of effective educational and social programs of support often prevents poor parents from creation of the sufficient conditions for the education of children with disabilities. In this regard, mostly single mothers experience difficulties while looking for opportunities to cope with the poverty and to provide the maximum conditions of development for their children. The author justifies the need for research and reveals the essence of educational resource of single mother who takes care of a child with a developmental disability. This paper argues the importance of all the major components of the educational resource of a single mother (intrafamily relationships, moral orientation, pedagogical culture) as a pledge of successful adaptation and socialization of the child. The educational level of the mother is associated with her resource capacity performance of a number of specific features that provide mental and physical growth and social status of the child. The attention is focused on the state's responsibility for providing the necessary support for a single mother in the education of a child with developmental disabilities.