У статті представлено результати експериментального дослідження особливостей творчої словесної уяви сліпих дітей та можливостей її розвитку і корекції засобами чарівної казки. Автор розглядає значення творчої уяви для компенсації недоліків чуттєвого пізнання оточуючої дійсності дітьми молодшого шкільного віку з порушеннями зору. Спираючись на твердження про взаємозалежність уяви незрячих дітей від обсягу та якості уявлень і компенсаторну роль мови в систематизації чуттєвого досвіду сліпих, запропоновано систему розвитку творчої уяви сліпих молодших школярів через словесну творчість, а саме – вигадування чарівних казок. Визначено основні напрямки роботи психолога та вихователів над розвитком творчої уяви сліпих молодших школярів. Представлено систему розвитку та корекції творчої уяви сліпих дітей молодшого шкільного віку, центральною ланкою якої є комплекс занять психолога «Мандрівка до країни Сказандії». Здійснено кількісний і якісний аналіз результатів самостійного вигадування казок сліпими дітьми за даними формувального етапу дослідження у порівнянні з висновками констатувального експерименту. У статті містяться методичні рекомендації для психологів, тифлопедагогів, вихователів, яких слід дотримуватися при роботі з чарівними казками.
В статье представлены результаты экспериментального исследования особенностей творческого словесного воображения слепых детей и возможностей его развития и коррекции посредствам волшебной сказки. Автор рассматривает значение творческого воображения для компенсации недостатков чувственного познания окружающей действительности детьми младшего школьного возраста с нарушениями зрения. Опираясь на утверждение о взаимозависимости воображения незрячих от объема и качества представлений и компенсаторную роль речи в систематизации чувственного опыта слепых, предложена система развития творческого воображения слепых младших школьников через словесное творчество, а именно – выдумывание сказок. Определены основные направления работы психолога и воспитателей над развитием творческого воображения слепых младших школьников. Представлено систему развития и коррекции словесного творческого воображения слепых детей младшего школьного возраста, центральным элементом которой является комплекс занятий «Путешествие в страну Сказандию». Осуществлен количественный и качественный анализ результатов самостоятельного выдумывания сказок слепыми детьми по данным формирующего этапа исследования в сравнении с выводами констатирующего эксперимента. В статье перечислены методические рекомендации для психологов, тифлопедагогов, воспитателей, которых следует придерживаться при работе с волшебными сказками.
The article presents results of the experimental research on peculiar features of verbal creative imagination of blind children and possibilities for its development by the means of fairytales. The author considers importance of creative imagination for compensating insufficiency in sensual perception of the surrounding world by the visually impaired children of primary school age. Taking into account interdependence between imagination of a visually impaired child and quantity and quality of the concepts he or she has developed, as well as compensatory function of the language in systemizing of the sensory experience of the blind, the author offers the teaching system designed to promote development of creative imagination of blind children using verbal creative work, videlicet – composing fairytales. Major directions for psychologist‘s work on development of creative imagination of blind children of primary school age have been set. The article presents the system for development of creative imagination of blind children, which core element is the complex of classes «Trip to the Land of Fairytales». It also contains qualitative and quantities analysis of results of independent composing of fairytales by blind children at different stages of the experiment. Recommendations for psychologists and educators on how to use fairytales in their work are also included.