У статті розглядаються особливості застосування апперцептивних тестів у системі психотерапевтичної роботи в спеціальних навчальних закладах. Визначено специфіку психосоціального розвитку дітей з особливими потребами. Наведено результати психологічного дослідження дітей з психофізичними порушеннями на основі проективного апперцептивного тесту. Визначено особливості розповідей дітей з церебральним паралічем, що полягають у специфічності розуміння ситуацій соціальної взаємодії, труднощах визначення їх вузлових і типових рис. В описах відображені установки невпевненості, залежності, малоцінності. У відповідях дітей фіксувалася порушена послідовність суджень, невміння планувати власну діяльність, вказівки на складнощі соціальної адаптації, несформованість часової перспективи. Встановлено, що при складанні розповідей діти не спиралися на запропонований алгоритм, їх відповіді часто характеризувалися униканням згадування як подій минулого, так і майбутнього часу, що може бути обумовлено застосуванням механізмів психологічного захисту. Обґрунтовано необхідність надання їм психологічної допомоги, яка має бути специфічною за цільовою направленістю та за організацією процесу. Окреслено психотерапевтичний напрям роботи психолога на основі врахування психодіагностичних даних. Запропоновано напрями психотерапевтичної роботи у відповідності з різновидами особистісних змін. Розкрито роль комплексності психодіагностичної та психотерапевтичної роботи в системі формування психологічної готовності дітей з особливими потребами до навчальної інклюзії та соціальної інтеграції. Визначено завдання психотерапії стосовно цієї категорії дітей, що полягають у корекції почуття неповноцінності та пов‘язаних із ним мотивів і прагнень, формуванні соціального інтересу, нових соціальних відносин, з перспективою вироблення нового стилю життя.
В статье рассматриваются особенности использования апперцептивных тестов в системе психотерапевтической работы в специальных учебных заведениях. Определено специфику психосоциального развития детей с особенными потребностями. Приведены результаты психологического исследования детей с психофизическими нарушениями на основе проективного апперцептивного теста. Раскрыто особенности рассказов детей с церебральным параличом, которые заключаются в специфичности понимания ситуаций социального взаимодействия, трудностях определения их узловых и типичных черт. В описаниях отображены установки неуверенности, зависимости, неполноценности. В ответах детей фиксировалась нарушенная последовательность суждений, неумение планировать собственную деятельность, указания на сложности социальной адаптации, несформированность часовой перспективы. Установлено, что при составлении рассказов дети не опирались на предложенный алгоритм, их ответы часто характеризовались избеганием использования как событий прошлого, так и будущего времени, что может быть обусловлено использованием механизмов психологической защиты. Обосновано необходимость предоставления им психологической помощи, которая должна быть специфической за целевой направленностью и организацией процесса. Очерчено психотерапевтическое направление работы психолога на основе учета психодиагностических данных. Предложено направления психотерапевтической работы в соответствии с разновидностями личностных изменений. Раскрыто роль комплексности психодиагностической и психотерапевтической работы в системе формирования психологической готовности детей з особенными потребностями к учебной инклюзии и социальной интеграции. Определены задачи психотерапии в отношении этой категории детей, которые заключаются в коррекции чувства неполноценности и связанных с ним мотивов и стремлений, формировании социального интереса, новых социальных отношений, с перспективой выработки нового стиля жизни.
This paper discusses particular application apperception test of the system of treatments work in special education. The specificity of the psychosocial development of children with special needs. The results of psychological studies of children with disabilities from apperception projective test. The features child stories with cerebral palsy, which consists in understanding the specificity of situations of social interaction, the difficulty of determining their nodal and typical features. In the descriptions of the settings are reflected uncertainties, dependence of little value. In response to children affected fixed sequence of statements, inability to plan their activities, guidance on the complexities of social inclusion aborted temporal perspective. Found that when children are compiling stories were based on the algorithm, their responses are often characterized as avoiding references to past events and future time, which may be due to the use of psychological defense mechanisms. The necessity of providing them with psychological support, to be specific than the target orientation and the organization process. Outlines the direction of the psychologist psychotherapy based on consideration of psycho diagnostic data. Directions of treatments work in accordance with the kind of personality changes. The role of complex psycho diagnostic and therapeutic work in the system of psychological preparedness for children with special educational needs to inclusion and social integration. Defined task of psychotherapy regarding this category of children that are in correction feelings of inferiority and related motivations and aspirations, the formation of social interest, the new social relations and the prospect for a new lifestyle.