Цифровий репозитарій
Українського державного університету
імені Михайла Драгоманова

Методичні засади використання умовно-графічної наочності у процесі навчання всесвітньої історії в 10-11 класах

ISSN: 2310-8290

Показати скорочений опис матеріалу

dc.contributor.author Желіба, Олександр Володимирович
dc.date.accessioned 2014-12-06T20:15:12Z
dc.date.available 2014-12-06T20:15:12Z
dc.date.issued 2003
dc.identifier.citation Желіба, Олександр Володимирович. Методичні засади використання умовно-графічної наочності у процесі навчання всесвітньої історії в 10-11 класах : автореф. дис... канд. пед. наук: 13.00.02 / О.В. Желіба ; наук. кер. Т. В. Ладиченко ; Нац. пед. ун-т ім. М.П.Драгоманова. — К., 2003. — 20 с. uk_UA
dc.identifier.uri http://enpuir.npu.edu.ua/handle/123456789/6049
dc.description.abstract Дослідження містить розробку системи використання умовно-графічної наочності на уроках всесвітньої історії в 10–11-х класах, зокрема аналіз історії розробки проблеми, її сучасного стану в Україні та за кордоном; класифікацію умовно-графічної наочності, характеристику окремих структурних елементів кожного виду умовно-графічної наочності і на цій основі визначення їх дидактичних можливостей; розробку методики використання умовно-графічної наочності на уроках всесвітньої історії в старших класах; аналіз масштабу впливу розроблених класифікацій на ефективність роботи учителів всесвітньої історії і на якість навчальних досягнень учнів із всесвітньої історії в 10–11-х класах. Підсумки експерименту дозволяють констатувати стабільний позитивний ефект від використання системи креслярських засобів на уроках історії та методів роботи з ними. uk_UA
dc.description.abstract Объектом исследования есть учебный процесс всемирной истории в старших классах с использованием условно-графической наглядности. Предметом исследования являются средства условно-графической наглядности и методы работы с ними на уроках всемирной истории в 10-11-х классах. Цель исследования: разработать систему использования условно-графической наглядности на уроках всемирной истории в 10-11-х классах на основе внедрения четких классификаций средств условно-графической наглядности и методов работы с ними на уроках всемирной истории в 10-11-х классах. Таким образом, диссертация решает такие задачи: - проанализировать историю разработки проблемы использования средств условно-графической наглядности на уроках всемирной истории в старших классах и ее современное состояние в Украине и за рубежом; - разработать наиболее оптимальную для преподавания истории классификацию условно-графической наглядности, определить отдельные структурные элементы каждого из имеющихся видов условно-графической наглядности и на этой основе - их дидактические возможности; - опираясь на полученные данные и современный педагогический опыт, разработать методику использования условно-графической наглядности на уроках всемирной истории в 10-11-х классах; - путем эксперимента проверить уровень влияния разработанных классификаций на качество работы учителей всемирной истории, качество учебных достижений учеников в изучении всемирной истории в старших классах. Научная новизна диссертации состоит во внедрении новой классификации наглядных средств обучения и выделении на основе ее подгруппы средств условно-графической наглядности, внедрении деления условно-графической наглядности на виды и подвиды с точки зрения их дидактических возможностей. Таким образом, в работе впервые: а) лента времени выделена в отдельный вид условно-графической наглядности, определены составные ленты времени и правила ее построения; б) логические, технические схемы и картосхемы разделены между разными подгруппами наглядности, что разрешило более четко выделить дидактические возможности данных средств; в) определены особенности логической пирамиды и правила ее построения. Также усовершенствованы правила построения схемы "политическая система" и методика построения графиков, диаграмм, схем, таблиц путем выделения особенностей структурного построения данных средств. Кроме того, диссертант впервые разработал классификацию методов работы со средствами условно-графической наглядности на основе дидактической цели, определил эффективность предложенных классификаций. На основании результатов проведенных теоретических и экспериментальных исследований сделано ряд обобщающих выводов: Доказано, что применение чертежных средств способствует повышению качества учебных достижений учеников, особенно в направления применения в практической деятельности умений работать с данными средствами, экономии времени. Установлено, что стабильный положительный эффект от использования чертежных средств возможен, если они применяются систематически, с учетом закономерностей процесса обучения, а также возможностей информационных функций, дидактической роли и назначение чертежных средств, их места в структуре занятия. Результаты исследования могут быть использованы учителями в учебном процессе общеобразовательных учреждений, научными работниками при проведении исследований. uk_UA
dc.description.abstract Researches contains system engineering of use of conditional-graphic presentation at lessons of the world history in 10-11 classes. Fore example: the analysis of a history of development of a problem and its modern condition in Ukraine and abroad; classification of conditional-graphic presentation, characteristic of separate structural elements of each of available kinds of conditional-graphic presentation, and on this basis - them didactics of an opportunity; development of a technique of use of conditional-graphic presentation at lessons of the world history in 10-11 classes; the analysis of scale of influence of the developed classifications on quality of work of the teachers of the world history, qualities of educational achievement of the schoolboys from the world history in 10-11 classes. The results of experiment permit to speak about a stable positive effect from use of system of drawing means at lessons of a history and methods of work with them. uk_UA
dc.language.iso uk uk_UA
dc.publisher Вид-во НПУ ім. М. П. Драгоманова uk_UA
dc.subject умовно-графічна наочність uk_UA
dc.subject условно-графическая наглядность uk_UA
dc.subject conditional-graphic presentation uk_UA
dc.subject графік uk_UA
dc.subject график uk_UA
dc.subject graph uk_UA
dc.subject діаграма uk_UA
dc.subject диаграмма uk_UA
dc.subject diagram uk_UA
dc.subject scheme uk_UA
dc.subject логічна схема uk_UA
dc.subject логическая схема uk_UA
dc.subject tape of time uk_UA
dc.subject лента времени uk_UA
dc.subject стрічка часу uk_UA
dc.subject таблиця uk_UA
dc.subject таблица uk_UA
dc.subject table uk_UA
dc.subject.classification 372.894:371.335 uk_UA
dc.title Методичні засади використання умовно-графічної наочності у процесі навчання всесвітньої історії в 10-11 класах uk_UA
dc.type Other uk_UA


Долучені файли

Даний матеріал зустрічається у наступних фондах

Показати скорочений опис матеріалу