Дисертацію присвячено дослідженню психологічних факторів творчої діяльності молодших школярів і виявленню шляхів формування в них творчих станів. Розглянуто теоретичний зміст, співвідношення й емпіричні засоби виміру та оцінки для понять “креативність”, “творчий потенціал”, “творчий стан”, “фактори креативності”. У дослідженні теоретично обґрунтована й емпірично сконструйована модель латентних факторів, які супроводжують підвищений рівень творчого потенціалу молодших школярів.
З урахуванням міжстатевих відмінностей у детермінантах творчості школярів розроблена та перевірена методика соціально-психологічного тренінгу формування творчого потенціалу методом коливання стану особистості психотехнічними вправами, які активізують протилежні властивості особистості. Методом факторного аналізу виявлено особливості структурних змін системоутворюючого фактору “Креативність”. Розроблено спосіб спостереження за розвитком креативності дитини впродовж формуючого експерименту в багатовимірному просторі властивостей особистості методом кластерного аналізу.
Запропоновано принципи проведення та модель розробки психологічних тренінгів, спрямованих на інші вікові категорії й області творчості на основі методу коливання стану особистості, виклику творчого стану та формування креативності як риси особистості.
Диссертация посвящена исследованию психологических факторов творческой деятельности младших школьников и методов формирования у них творческих состояний. В ней рассмотрены теоретическое содержание, соотношение и эмпирические средства измерения, оценки для понятий “креативность”, “творческий потенциал”, “творческое состояние”, “факторы креативности”.
Креативность рассматривается как свойство личности, состоящее в тенденции к решению проблем по-новому, субъективно или объективно новыми средствами, действиями или методами. Эмпирически креативность определяется как главная компонента системы тестовых и экспертных оценок творческого потенциала, определенным образом, связанная с другими свойствами личности, и рассматривается как их системный эффект, который во взаимодействии с другими факторами обуславливает уровень творческой самореализации личности.
Для активизации креативности необходимо создание особого психического состояния (физиологической, интеллектуальной, личностной, эмоциональной сферы), способствующего творческому процессу. Понятие “творческое состояние” включает в себя одновременную активированность системы личностных характеристик, включающих компоненты повышающие вероятность достижения творческого результата.
Понятие “факторы креативности” определяется как реальная личностная конфигурация свойств, баланс которых или тормозит, или стимулирует творческую деятельность. Эмпирически конфигурация обнаруживается как система латентных факторов многомерного пространства свойств личности.
“Творческий потенциал” (ТП) рассматривается как уровень внутренней готовности ребенка выполнить творческие действия. Эмпирически “творческий потенциал” измеряется как дальность ребенка до центра кластера учеников с высоким уровнем творческих достижений в многомерном пространстве свойств личности.
В исследовании использован интегративный, многомерный системный подход, теоретически обоснованна и эмпирически сконструирована модель латентных факторов, которые сопровождают повышенный уровень творческого потенциала младших школьников (в пределах многомерного пространства показателей исследования). В результате констатирующего эксперимента выявлены значимые различия в детерминантах творческих достижений мальчиков и девочек на уровне средних значений показателей, корреляционных связей и латентных факторов; определены возможные пути повышения творческого потенциала младших школьников; выявлены факторы торможения их творчества; сформулирована стратегия развития учащихся методом изменения личностного состояния.
С учетом межполовых отличий в детерминантах творчества школьников разработана и проверена методика социально-психологического тренинга (СПТ) по формированию творческого потенциала методом колебания состояния личности психотехническими упражнениями, которые активизируют противоположные свойства личности. Методика тренинга включает последовательность упражнений, направленных на отдельные свойства личности и их группы. Опираясь на теоретическую модель конструирования СПТ, ведущий тренинга формирует из предложенных вариантов последовательность упражнений таким образом, чтобы: 1) вызвать творческое состояние – активировать противоположные свойства личности; 2) активизировать знания и умения в целевой проблемной области; 3) дать ребенку творческую задачу в условиях ограничения времени на выполнение и с сильной мотивацией; 4) при необходимости выполнить дополнительные упражнения с целью развития недостаточно развитых свойств личности, способствующих творчеству; 5) перенаправить “состояние творчества” ребенка на жизненные ситуации и проблемы.
Каждая предметная область требует своей конфигурации латентных факторов, способствующих творчеству. Взаимодействием с творческими проблемами личность формирует конфигурацию черт, необходимую в данной предметной области творчества. Творческий потенциал состоит в близости реальной конфигурации личности к конфигурации личности, способствующей творческим достижениям в конкретной предметной области, а психологический тренинг – это способ помочь ученику в активизации необходимой конфигурации через творческое состояние, которое есть промежуточным состоянием между разными конфигурациями. Многократное взаимодействие с творческой задачей на фоне творческого состояния формирует и стабилизирует креативность как свойство личности, что проявляется в активизации у младших школьников творческого состояния в столкновениях с внеучебными жизненными задачами и проблемами.
В процессе формирующего эксперимента методом факторного анализа выявлены особенности структурных изменений системообразующего вектора “Креативность” в области интеллектуальной деятельности школьников. Реальная творческая продуктивность младших школьников – это системный эффект взаимодействия креативности (свойства личности) и системы понятий, умений и привычек в некоторой предметной области. Социально-психоло-гический тренинг активизирует и сближает эти два вектора многомерного пространства в структуре свойств личности, что и обеспечивает значительное увеличение показателей творческих достижений.
Определены позитивные и негативные эффекты влияния методом колебания на состояния личности. Разработан способ наблюдения за эволюционным развитием ребенка на протяжении формирующего эксперимента в многомерном пространстве свойств личности методом кластерного анализа. Предложена теоретическая модель и принципы конструирования психологических тренингов, направленные на другие возрастные категории и области творчества на основе метода колебания состояния личности, вызова творческого состояния и формирования креативности как черты личности.
Thesis is aimed to the research of psychological factors of creative activity of younger schoolchildren and methods of formation their creative states. The author the theoretical content, correlation and empiric methods of measurement and evaluation for the concept “creativity”, “creative potential”, “creative state”, “factors of creativity”. In this research the author substantiated theoretically and designed empirically the model of latent factors which accompany the advanced level of creative potential of younger schoolchildren.
Taking into the account the interpersonal differences in the determinants of schoolchildren creativity the author developed and tested the methods of social and psychological training of maulding the creative potential by means of variation of state of personality with the help of psycho-technical exercises, which activize the different contrary personality’s features. By means of factor analysis the author exposed the peculiarities of structural changes in system-constructive factor “creativeness”. It is elaborated the method of observation for the evolutional development of the child during the moulding experiment in plenty measurable space of personal features by means of cluster analysis.
It is proposed the principles of realization and the model of development of psychological trainings aimed to the other age categories and areas of creativity on the basis of method of variation of state of personality, the call of creative state and the formation of creativeness as the feature of personality.