Digital Repository
Dragomanov
Ukrainian State University

Теоретичні засади розвитку університетської освіти: європейський контекст

ISSN: 2310-8290

Show simple item record

dc.contributor.author Жижко, Тетяна Анатоліївна
dc.date.accessioned 2014-03-06T14:42:22Z
dc.date.available 2014-03-06T14:42:22Z
dc.date.issued 2011
dc.identifier.citation Жижко, Тетяна Анатоліївна. Теоретичні засади розвитку університетської освіти: європейський контекст : автореф. дис. ... докт. філософ. наук : 09.00.10 / Т. А. Жижко ; наук. консультант В. П. Андрущенко ; НП. - Київ, 2011. - 32 с. ru_RU
dc.identifier.uri http://enpuir.npu.edu.ua/handle/123456789/4755
dc.description.abstract Диссертация посвящена углублению теоретико-методологических основ исследования университетского образования, где выделены направления этого взаимодействия и особенности его реализации в украинском обществе. Университет, во-первых, имеет собственную идею или же назначение. Во-вторых, выполняя одно из своих главных заданий, а именно воспитание независимого сознательного и способного к саморазвитию интеллектуала, он формирует его ценностную идентичность. В-третьих, поскольку человек является социальным существом, он нуждается в комфортном ощущении сообщества, что, в частности, выражается в принадлежности к определенной национальной культуре. Развитие университетского образования осуществляется под воздействием факторов внешней среды, среди которых наиболее значимыми являются усиления глобализационных тенденций на рубеже ХХ-ХХІ веков; активизация постиндустриальных тенденций; интернационализация высшего образования и создание европейского пространства образования и исследовательской деятельности. Влияние внутренней среды на университетское образование оказывают: состояние социально-экономического развития в Украине в процессе трансформации всех областей жизни общества; развитие инновационной среды; фактор регионального развития; развитие рыночных отношений. На основе анализа образовательных парадигм, документов международного, европейского и национального уровней, раскрыто положение касательно новой роли современного университета, раскрыто понятие «университетское образование», сформулированное с позиций системного подхода и принципов экономики знаний. Обоснованно влияние на университетское образование факторов глобализации и национальных тенденций. Освещаются системные реформирования высшего образования, раскрываются теоретические принципы развития высшего образования Украины в ХХІ веке, определяются экономические составляющие, направление и порядок проведения системных реформ, обосновывается необходимость интеграции высшего образования Украины в европейское образовательное пространство. Раскрыты основные тенденции развития университетского образования в Украине. Глобализация и информационная революция, открытость систем и утверждение «университетского образования без границ», солидарности формирует новую парадигму образовательного пространства – открыто прагматичную. Ее эффективность измеряется тем конкретным результатом, который внедрен в практику. Определены основные глобальные процессы и проблемы мирового уровня в философском аспекте, предопределяющие изменения университетского образования: глобализация рынков труда и услуг; глобализация экономики и информатизации; глобализация торговли, акселерация социально-экономических и педагогических процессов; информатизация общества, переход к «обществу знаний»; изменение ценностей; расширение структуры университетского образования от элитарной к массовой и почти общей; получение структурой университетского образования постнационального характера; коммерциализация образования, прежде всего университетского; возникновение и распространение инновационных образовательных технологий; расширение свободы выбора учебных программ, форм и времени обучения; демократизации; многообразие форм обучения; времени обучения, обучения на протяжении всей жизни; и тому подобное. Определены перспективные направления и механизмы использования потенциала высшего образования, пути активизации научно-исследовательских работ в вузе. Образование способствует сплочению нации, укрепляет социальное единство и доверие к социальным институтам, активизирует открытые дискуссии, а также понимание вопросов гендерного, этнического, национального, религиозного и социального разнообразия. ru_RU
dc.description.abstract Thesis analyzes deepening of theoretical and methodological bases of exploration of university education, outlining of directions of its evolution in the information era and features of realization in Ukrainian society. On the basis of analysis of educational paradigm, documents of international, European and national levels, a new provision “university education” is developed, which has been formulated from the position of system approach and fundamentals of economy knowledge. An influence of globalization factors and national tendencies on the university education, is grounded. System reforms of higher education are highlighted, theoretical principles of development of higher education in Ukraine in XXI century are revealed, economic components, direction and order of conducting system reforms are defined, necessity of integration of higher education of Ukraine into a united space of European higher education is grounded. Perspective directions and mechanisms of applying potential of higher education, ways of activation of scientific and research activity in the universities are defined. Education promotes cohesion of nation, strengthens social unity and trust in social institutes, activates open discussions and understanding of issues of gender, ethical, national, religious and social diversity. ru_RU
dc.language.iso uk ru_RU
dc.publisher Видавництво НПУ імені М.П.Драгоманова ru_RU
dc.subject університет ru_RU
dc.subject університетська освіта ru_RU
dc.subject Болонський процес ru_RU
dc.subject європейський простір вищої освіти ru_RU
dc.subject науково-освітня діяльність ru_RU
dc.subject моделі університету ru_RU
dc.subject суспільство знань ru_RU
dc.subject глобалізація ru_RU
dc.subject university ru_RU
dc.subject university education ru_RU
dc.subject Bologna process ru_RU
dc.subject European space of higher education ru_RU
dc.subject scientific and educational activity ru_RU
dc.subject community of knowledge globalization ru_RU
dc.subject.classification 37.013.74:378.091 ru_RU
dc.title Теоретичні засади розвитку університетської освіти: європейський контекст
dc.type Other ru_RU


Files in this item

This item appears in the following Collection(s)

Show simple item record

Search DSpace


Browse

My Account

Statistics