У дисертації обгрунтовано наукові основи застосування конструкторсько-технологічної системи трудового навчання на уроках з конструювання, моделювання і технологічної обробки швейних виробів в 5-7 класах загальноосвітньої школи. Експериментально доведені можливість та ефективність застосування даної системи трудового навчання на уроках обслуговуючої праці.
В диссертации разработаны научные основы применения конструкторско-технологической системы трудового обучения на уроках конструирования, моделирования и технологической обработки швейных изделий в 5-7 классах общеобразовательной школы. Во введении обоснованы актуальность исследования, определены его цель, объект, предмет, сформирована гипотеза и задачи, освещается научная новизна, теоретическая и практическая значимость исследования, сформулированы основные положения, которые выносятся на защиту. В первом разделе выполнен анализ состояния швейной отрасли производства в современных условиях, при этом использовалось конкретное предприятие легкой промышленности и опыт роботы профессионально-технических училищ, выпускающих специалистов данного профиля. Данный анализ явился основой для определения объема конструкторско-модельерских и технологических знаний и умений, необходимых ученицам 5-7 классов общеобразовательной школы для качественного выполнения учебного задания при изготовлении швейных изделий, что необходимо для определения научных основ применения конструкторско-технологической системы трудового обучения. Содержание конструкторско-модельерской деятельности в профессионально-технических училищах было выбрано по причине наибольшей близости к возможностям основной школы. Предложены критерии сложности швейного изделия, которые позволяют учителю общеобразовательной школы самостоятельно подобрать объекты труда ученикам, исходя из местных условий (материально-технической базы, желания учеников и т. д.). Второй раздел посвящен анализу сущности технического творчества и его значения для гармоничного развития учащихся, а также системы трудового обучения как важного дидактического фактора творчества учеников. Приведены особенности детского технического творчества, из которых видно, что она возможна только при систематическом и целенаправленном педагогическом руководстве, а чтобы оно достигло цели, необходимы определенные условия. Рассмотрены, исходя из опыта работы школы, методические приемы, обеспечивающие наиболее эффективную подготовку учащихся к техническому творчеству: меры, направленные на воспитание психологической готовности к техническому творчеству; применение технической документации с неполными данными; коллективное обсуждение индивидуальных творческих заданий; использование знаний учащихся по основам наук; применение рационализаторских предложений. Суть методики обучения техническому творчеству заключается в том, чтобы создать систему творческих заданий (задач), решение которых должно органически соединяться с практической деятельностью по изготовлению изделий. Проблемы структурирования содержания трудового обучения решаются системами трудового обучения. Конструкторско-технологическая система трудового обучения - фактически, единственная система, которая, на наш взгляд, предполагает обязательное привлечение учащихся к решению технических задач, то есть к техническому творчеству, причем технические задачи связаны непосредственно с объектами труда учеников. В третьем разделе проверена эффективность конструкторско-технологической системы трудового обучения, в основу которой положено систему технических задач. Установление и введение в практику обучения дополнительных конструкторско-модельерских и технологических знаний и умений, отсутствие которых снижало показатели качества обучения, стали толчком для более творческого подхода учениц 5-7 классов к изготовлению швейных изделий. Разработка и введение в практику системы технических задач, которая обеспечила рациональное включение конструкторско-модельерского и технологического материала в процесс обучения, осуществили эффективное влияние на качественный показатель обучения девочек 5-7 классов при обработке тканей.Соединение дополніпельно го конструкторско-модельерского и технологического материала с применением системы технических задач стало наиболее существенным фактором повышения успеваемости учениц 5-7 классов и сделало их деятельность сознательной и научно обоснованной, дало возможность реализовать стремление каждой девочки к собственной эстетической деятельности.
Thesis on competition of a scientific degree of the candidate of pedagogical sciences on a speciality 13.00.02 - theory and method of labour training. National Pedagogical University the of name M.P.Dragomanov. In a thesis scientific fundamentalses of application the design-technology system of labour training at lessons of designing, modelling(simulation) and technological sewing process in 5-7 classes at comprehensive school are developed theoretically. The possibility and expedience of the given system of labour training at the lessons are proved experimentally.