The essence of key notions pertaining to the subject research has been analysed and established. We have generalised knowledge derived from both Ukrainian and foreign academic sources and analysed approaches selected to interpret the essence of the notion of ’communication’. It has been revealed that communication is a peculiar process whereby information is exchanged between systems, in both animate and inanimate nature, and also in society as well as a process whereby an individual is perfecting and enriching oneself by accumulating and processing information. It has been proven that, in order to teach business communication in an efficient manner, one should resort to a custom training course which is a training pattern elaborated and implemented specifically for the curricula of students mastering economic disciplines. Efficacy of the elaborated course has been verified through a variety of experiments: examining pedagogical experience and subsequently generalising it; observing the learning activities pursued by students; conducting tests; accomplishing assignments of communicative nature; distributing questionnaires; applying methods of mathematical statistics and computer data processing, and through pedagogical experiments. We have emphasised the importance to apply interactive patterns, methods and IT to teach English within the framework of the aforementioned custom training course and we have delivered the results of an empirical study. A discrepancy in values at the final stage of the experimental study has also been detected.
Стаття має на меті зробити свій внесок в ефективне застосування засобів та технологій навчання іншомовної ділової комунікації, які мають сприяти забезпеченню якісної професійної іншомовної підготовки майбутніх фахівців економічної сфери. У статті здійснено аналіз ключових понять дослідження, розкрито й обґрунтовано зміст, форми, методи, засоби та технології навчання студентів ділової комунікації. Проаналізовано підходи до тлумачення поняття “комунікація”. Розкрито сутність комунікації як специфічного процесу взаємообміну інформацією між системами в живій і неживій природі і суспільстві та самовдосконалення особистості та її збагачення за рахунок інформації. З цією метою узагальнено вітчизняні та зарубіжні наукові джерела. Доведено, що успішному навчанню ділової комунікації в полікультурному середовищі сприяє застосування такої форми організації навчання, як спецкурс, який би враховував потреби майбутніх фахівців, і завдяки якому значно покращиться готовність студентів до ділової комунікації. Окреслено етапність розроблення та впровадження спецкурсу “Ділові комунікації” в навчальний процес студентів економічних спеціальностей класичного університету в рамках курсу “Англійська мова за професійним спрямуванням”. Експериментально перевірено ефективність розробленого спецкурсу шляхом вивчення й узагальнення педагогічного досвіду; спостереження за навчальною діяльністю студентів під час занять; тестування; комунікативних завдань; письмового опитування; методів математичної статистики та комп’ютерної обробки даних; педагогічного експерименту. Особлива увага акцентується на використанні інтерактивних форм, методів та інформаційних технологій навчання англійської мови під час вивчення вищезазначеного спецкурсу. Наведено результати емпіричного дослідження. Виявлено різницю в показниках на кінцевому етапі експериментального дослідження, яка вказує на позитивну динаміку щодо сформованості рівнів готовності студентів-економістів до ділової комунікації.
В статье поставлена цель сделать свой взнос в эффективное применение средств и технологий обучения иноязычной деловой коммуникации, которые должны способствовать обеспечению качественной профессиональной иноязычной подготовки будущих специалистов экономической сферы. В статье осуществлен анализ ключевых понятий исследования, раскрыто и обосновано содержание, формы, методы, средства и технологии обучения студентов деловой коммуникации. Проанализированы подходы к толкованию понятия “коммуникация”. Раскрыта сущность коммуникации как специфического процесса взаимообмена информацией между системами в живой и неживой природе и обществе и самосовершенствование личности и ее обогащение за счет информации. С этой целью обобщены отечественные и зарубежные научные источники. Доказано, что успешному обучению деловой коммуникации в поликультурной среде способствует применение такой формы организации учебы, как спецкурс, который бы учитывал потребности будущих специалистов, и благодаря которому значительно улучшится готовность студентов к деловой коммуникации. Очерчена этапность разрабатывания и внедрения спецкурса “Деловые коммуникации” в учебный процесс студентов экономических специальностей классического университета в рамках курса “Английский язык за профессиональным направленим”. Экспериментально проверена эффективность разработанного спецкурса путем изучения и обобщения педагогического опыта; наблюдение за учебной деятельностью студентов во время занятий; тестирование; коммуникативных заданий; письменного опроса; методов математической статистики и компьютерной обработки данных; педагогического эксперимента. Особенное внимание акцентируется на использовании интерактивных форм, методов и информационных технологий обучения английскому языку во время изучения вышеупомянутого спецкурса. Приведены результаты эмпирического исследования. Выявлена разница в показателях на конечном этапе экспериментального исследования, которая указывает на позитивную динамику относительно сформированности уровней готовности студентов-экономистов к деловой коммуникации.