У статті, метою якої є розробка методики дослідження лексичної грамотності учнів молодшого шкільного віку із затримкою психічного розвитку та аналіз на її основі розуміння та диференціації споріднених слів і слів близьких за значенням. У дослідженні використані адаптовані варіанти трьох діагностичних проб (Р. Лалаєвої,
Є. Соботович, Л. Трофименко) та розроблено критерії їх оцінки. За матеріалами дослідження виявлено 4 групи обстежених учнів, залежно від характеру виконання завдання: високий, достатній, середній та низький. У статті представлені результати експериментального дослідження особливостей лексики молодших школярів із ЗПР. Представлено припущення щодо труднощів виконання завдань дітьми. Отримані результати дають підгрунтя для розробки занять на розвиток мовлення.
В статье, целью которой является разработка методики исследования лексической
грамотности учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития и ее анализ на основе понимания и дифференциации родственных слов и слов близких по значению. В исследовании использованы адаптированные варианты трех диагностических проб (Р. Лалаевой, Е. Соботович, Л. Трофименко) и разработаны критерии их оценки. По материалам исследования выявлены 4 группы обследованных учащихся, распределенных в зависимости от характера
выполнения задания: высокий, достаточный, средний и низкий. Установлено, что обследованные учащиеся понимают содержание родственных слов и дифференцируют их значение, но испытывают трудности в их объяснении, что может свидетельствовать о нарушении произвольности психических процессов (восприятия, внимания, мышления, памяти и т.п.). Полученные результаты представляют собой материал для разработки коррекционно-развивающих занятий.
At the statti, the standard of lexical literacy in the children of a young school age is discerned because of the mental development in the inclusive middle-class, because of the formulation of the modernized competence and the initial educational activity. Lack of lexical side of the transition to the transition for the successful mastery of many children in school programs, the formulation of educational knowledge. The basis of the conducted pre-session was based on the diagnostic tests, proponated by the
members of R. Lalauvoy, Є. Sobotovich, L. Trofimenko, that adapted to specific intellectual minds. The results of the preliminaries show the value of diagnostic tests, the analysis of the evaluation criteria to the skin test, the correct analysis and analysis of the given data. To the heads of the held pre-session bulo: the reasoning
and differentiation of the scholars of the dispute between words and words are close to their meanings.