Цифровий репозитарій
Українського державного університету
імені Михайла Драгоманова

Педагогічні умови виховання духовної культури студентів університету у процесі музично-естетичної діяльності

ISSN: 2310-8290

Показати скорочений опис матеріалу

dc.contributor.author Чжоу Цянь
dc.date.accessioned 2021-10-12T11:42:24Z
dc.date.available 2021-10-12T11:42:24Z
dc.date.issued 2018
dc.identifier.citation Чжоу Цянь. Педагогічні умови виховання духовної культури студентів університету у процесі музично-естетичної діяльності : автореферат дис. ... канд. пед. наук : 13.00.07 - теорія і методика виховання / Чжоу Цянь ; [наук. керівник Вольнова Леся Миколаївна] ; М-во освіти і науки України, Нац пед. ун-т ім. М. П. Драгоманова. - Київ, 2018. - 22 с. ua
dc.identifier.uri http://enpuir.npu.edu.ua/handle/123456789/35216
dc.description.abstract У роботі подано трактування понять «духовна культура студентів», «виховання духовної культури студентів», «музично-естетична діяльність студентів». Визначено систему критеріїв, показників та рівнів вихованості духовної культури студентів університету у процесі музично-естетичної діяльності. Обґрунтовано сутність, структуру та загальні особливості музично-естетичної діяльності студентів університету, які визначають її виховний зміст. Окреслено педагогічні умови виховання духовної культури студентів університету: дотримання різноспрямованості в реалізації завдань виховання духовної культури; поєднання аксіологічного й особистісно-діяльнісного підходів, а також підсилення музично-теоретичного та музично-просвітницького аспектів у процесі організації заходів музично-естетичної діяльності; створення ситуацій духовно-культурної «причетності»; забезпечення духовно й культурно насиченого освітнього середовища в університеті. На практиці перевірено їх змістове наповнення. ua
dc.description.abstract В работе представлена трактовка понятий «культура», «духовная культура», «воспитание духовной культуры студентов». Понятие «духовная культура студентов» рассмотрено как составляющую их личностной и профессиональной культуры, что является результатом овладения социальным опытом, ценностями культуры своего народа; как профессионально значимую характеристику личности студента, которая интегрирует в себе систему знаний о духовных ценностях культуры (когнитивная составляющая), комплекс мировоззренческих представлений и убеждений, пережитых чувств (эмоционально-ценностная составляющая), духовных интересов и потребностей (акмеологическая составляющая), что является необходимой основой творческо-преобразовательной деятельности будущего профессионала (деятельностно-преобразовательная составляющая). Определена система критериев (осведомленность студентов в сфере духовной культуры; сформированность духовных потребностей студентов в сфере музыки и ценностного отношения к музыкально-эстетической деятельности; накопления студентами университета духовного опыта в процессе музыкально-эстетической деятельности; духовное развитие и рост студента в процессе музыкальноэстетической деятельности), показателей и уровней (высокий, средний, низкий) воспитанности духовной культуры студентов университета в процессе музыкальноэстетической деятельности. Разработана комплексная методика оценки воспитанности духовной культуры студентов университета в процессе музыкальноэстетической деятельности. Музыкально-эстетическая деятельность студентов рассматривается как целенаправленное взаимодействие с произведениями музыкального искусства (восприятие, переживание, интерпретация, создание) и субъектами такой деятельности (любителями, художниками, зрителями, организаторами) в условиях социокультурной среды университета, которая способствует активному включению студентов в систему общественных отношений, приобщению их к духовным ценностям, использованию духовного потенциала музыкального искусства в собственной деятельности. Обозначены общие особенности музыкально-эстетической деятельности студентов университета, которые определяют ее воспитательный смысл: а) ценностное отношение студентов к процессу музыкально-эстетической деятельности как к пути самопознания; б) реализация духовно-творческого потенциала студентов в процессе привлечения к музыкально-эстетической деятельности; в) активная позиция студентов в организации музыкальноэстетической деятельности; г) эмоциональный характер музыкально-эстетической деятельности студентов. Обосновано структуру музыкально-эстетической деятельности студентов университета: 1) мотивационно-целевой компонент (мотивы, цели и задачи музыкально-эстетической деятельности); 2) предметно-содержательный компонент (предмет духовный потенциал и культурное богатство, заложенные в музыкальном искусстве, а содержание единство восприятия произведений музыкального искусства, практической (исполнительской) деятельности, овладения языком искусства, музыкального творчества и музыкально-эстетического просвещения); 3) процессуальный компонент (формы, методы и средства воспитательного воздействия музыкально-эстетической деятельности); 4) оценочно-результативный компонент (результат музыкально-эстетической деятельности студентов). Выявлено состояние организации музыкально-эстетической деятельности по воспитанию духовной культуры студентов университета и обоснованы педагогические условия этого процесса (соблюдение разноуровневости в реализации задач воспитания духовной культуры в процессе музыкальноэстетической деятельности; сочетание аксиологического и личностнодеятельностного подходов в процессе организации мероприятий музыкальноэстетической деятельности; усиления музыкально-теоретического и музыкальнопросветительского аспектов музыкально-эстетической деятельности в процессе воспитания духовной культуры студентов; создание в процессе музыкальноэстетической деятельности ситуаций духовно-культурной «причастности»; обеспечение духовно и культурно насыщенной образовательной среды в университете). Осуществлено их содержательное наполнение и представлены результаты его апробации. Подобран, адаптирован к задачам исследования и апробирован комплекс традиционных (музыкальный клуб, музыкальная гостиная, музыкальные игры -игры-диалоги, игры-дискуссии, игры-тесты, игры-брейн-ринги) и инновационных (арт-панорама, музыкальный дневник, музыкальные открытки, музыкальный тренинг самораскрытия, танцевально-игровой тренинг, музыкально-творческие проекты) форм и методов музыкально-эстетической деятельности в контексте воспитания у студентов университета духовной культуры. ua
dc.description.abstract In the paper presents an interpretation of concepts: «students’ spiritual culture», «spiritual culture education for university students», «students’ musical-aesthetic activities». The criteria, markers and levels of spiritual culture education for university students in the process of music-aesthetic activity have been defined. The essence, structure and main peculiarities of music-aesthetic activity of university students, which defines its educational content, have been outlined. The pedagogical conditions of spiritual culture education for university students in the process of music-aesthetic activity have been defined: abidance by the heterogeneity principle in realization of spiritual culture education tasks in the process of music-aesthetic activity; combination of axiological and individually-oriented approaches in the process of music-aesthetic activity events organization; strengthening of music-theoretical and music-educational aspects of music-aesthetic activity in the process of students spiritual culture education; creation of spiritual-cultural “involvement” in the process of music-aesthetic activity; providing of spiritually and culturally rich educational environment at university. These practical materials in the context of spiritual culture education for university students tested. ua
dc.language.iso uk_UA ua
dc.publisher Нац. пед. ун-т ім. М. П. Драгоманова ua
dc.subject духовна культура ua
dc.subject духовна культура особистості ua
dc.subject студенти університету ua
dc.subject духовна культура студентів ua
dc.subject виховання духовної культури студентів університету ua
dc.subject музично-естетична діяльність студентів ua
dc.subject структура музично-естетичної діяльності ua
dc.subject педагогічні умови виховання духовної культури студентів ua
dc.subject духовная культура ua
dc.subject духовная культура личности ua
dc.subject студенты университета ua
dc.subject духовная культура студентов ua
dc.subject воспитание духовной культуры студентов университета ua
dc.subject музыкально-эстетическая деятельность студентов ua
dc.subject структура музыкально-эстетической деятельности ua
dc.subject педагогические условия воспитания духовной культуры студентов ua
dc.subject inward culture ua
dc.subject personality spiritual culture ua
dc.subject university students ua
dc.subject students’ spiritual culture ua
dc.subject spiritual culture education for university students ua
dc.subject students’ musical-aesthetic activities ua
dc.subject structure of the musical-aesthetic activities ua
dc.subject the pedagogical conditions of spiritual culture education for students ua
dc.title Педагогічні умови виховання духовної культури студентів університету у процесі музично-естетичної діяльності ua
dc.title.alternative Педагогические условия воспитания духовной культуры студентов университета в процессе музыкально-эстетической деятельности ua
dc.title.alternative The pedagogical conditions of spiritual culture education for university students in the process of music-aesthetic activity ua
dc.type Other ua


Долучені файли

Даний матеріал зустрічається у наступних фондах

Показати скорочений опис матеріалу