Дисертація присвячена дослідженню смислових конотацій дієслів мовлення в казковому дискурсі. Об’єктом аналізу є комунікативні дієслова, зокрема мовлення, які утворюють конотації у казкових дискурсивних ситуаціях. У роботі визначено особливості учасників ситуації, способи реалізації комунікативного акту та його зв’язок із дискурсивною ситуацією. На підставі аналізу комунікативних дієслів з погляду їх семантичного та ситуативного наповнення встановлено особливості організації конотативних та ядерної систем дієслів мовлення, механізми їх інтерпретації у дискурсивних ситуаціях. Визначено смислові домінанти у конотативних системах, особливості їх реалізації у мовних формах, досліджено дві складові конотативної системи -когнітивну та психологічну системи та їх вплив на розвиток дискурсивної ситуації, встановлено особливості функціонування конотативних систем у дискурсивних ситуаціях.
Диссертация посвящена исследованию смысловых коннотаций глаголов речи в сказочном дискурсе. Объектом комплексного анализа являются коммуникативные глаголы, в частности глаголы речи, которые приобретают коннотации в сказочных дискурсивных ситуациях. В работе определены способы реализации коммуникативного акта и его связь со сказочной дискурсивной ситуацией. На основе анализа коммуникативных глаголов с точки зрения их семантического и ситуационного наполнения определены особенности организации коннотативных и ядерной систем глаголов речи, механизмы их интерпретации в дискурсивных ситуациях. Смысловые коннотации глаголов речи возникают непосредственно в коммуникативных дискурсивных ситуациях. Основу такой ситуации составляет коммуникативный акт как непосредственный процесс передачи информации одним из участников ситуации и восприятия ее другим. Коммуникативная дискурсивная ситуация рассматривается как смысловая модель, созданная коммуникативными актами участников ситуации. Каждая такая ситуация состоит из трех частей: предкоммуникативной, то есть события, явления или факта, создавшего условия для ее возникновения; коммуникативной и посткоммуникативной, которая реализуется как следствие коммуникации. Определено, что роль участников коммуникативного акта состоит не только в организации собственно речевой коммуникации, но и в создании ситуации в целом и прогнозировании ее результатов. Своей коммуникативной деятельностью они могут как стабилизировать, так и сменить или преобразовать ситуацию. Это зависит от намерений говорящего и выбора соответствующего коммуникативного глагола. Отмечено, что наличие семантических признаков позволяет рассматривать группу глаголов говорения как таковую, которая способна образовать определенную семантическую систему, воспроизводящую дискурсивную коммуникативную ситуацию в целом. Семантическая система образует основные модели: реализации, восприятия, воплощения и состоит из определенного набора элементов, постоянных и непостоянных. Постоянные элементы - первичные, изначально заданные для коммуникативного акта. К ним относятся: наличие субъекта-реализатора, логико-понятийные и эмоционально-сущностные модели, психологическая модель поведения, комплексная система кодирования и параметрирования информационной реализации, система ценностей субъекта-реализатора, паралингвистические факторы. Постоянные элементы системы образуют основные семантические параметры, непостоянные - дополнительные семантические параметры. Непостоянные элементы зависят от контекста ситуации, фонологических и психологических аспектов, которые наполняют паралингвистическую деятельность субъектов. Установлено, что коннотативные системы сказочного дискурса выделяются смысловыми моделями, образованными соединением постоянных и непостоянных семантических элементов коммуникативных ситуаций и содержащими когнитивно-психологические аспекты (знание о ситуации и ее психологические условия). Сказочный дискурс выделяет четыре типа коннотативных систем. Одно из условий функционирования коннотативных систем состоит в наличии признаков когнитивной и психологической систем. Основными признаками когнитивной системы являются существование, самодостаточность и реализация. Когнитивная система представляет типы знаний, психологическая - активизирует знания, адаптирует систему знаний к ситуациям и объектам этих ситуаций. Функционирование этих систем в дискурсивных структурах обеспечивается когнитивными и психологическими параметрами. Они объединяют их в составе семантической (генетической) системы Коннотативные системы определяются группой ситуативных признаков: знание как информация; знание как познание природы ситуации; предвидение результата (эмотивное знание); воспроизведение; адаптация; реализация; интеграция. Установлено, что при помощи этих признаков моделируются коммуникативные дискурсивные системы. Интерпретация коннотативных систем в дискурсивных ситуациях обеспечивается группой ситуативных параметров, которые рассматриваются как основные и дополнительные. Среди основных выделяются: знание о мире, намерения, эмоционально-психологические, деятельностные, выбор (поиск), объекты (окружение); как дополнительные рассматриваются интонирование и временная продолжительность. Определено, что в сказочном дискурсе коммуникативная ситуация воспроизводится полностью при помощи выделенных семантических параметров. Все коннотативные системы соотносятся с ядерной системой, представленной проинтерпретированным в словесных формах языком животных и его эмоционально-психологическим наполнением.
The thesis is dedicated to the research of meaningful connotations of speech verbs in tale discourse. The object of research constitute communication verbs, speech verbs in particular, that create connotations in tale discourse situations. In the work there were researched the ways of realizing communication action in the a tale and its connection with communicative discourse situation. On the basis of the verbs analysis from the point of view of their semantic and situational contents, there were found out the peculiarities connotation of structuring and nuclear systems of speech verbs and mechanisms of their interpretation in discourse situations. There were defined meaningful dominants in connotation systems and peculiarities of their implementation in language forms, integral parts of connotation systems - cognitive and psychological systems and their influence on the development of discourse situation - were studied and the peculiarities of connotation systems functioning in discourse situations were defined.